Доступность ссылок

Срочные новости

Новый главред «Жас Алаша» отказался публиковать статью. Журналисты уволились


Номер газеты «Жас Алаш» после антиправительственных митингов 22 февраля. 25 февраля 2020 год.

Несколько журналистов республиканской газеты «Жас Алаш», которая выходит на казахском языке и известна как издание, «открыто освещающее действия властей», покинули коллектив после того, как новый редактор не выпустил статью об антиправительственных митингах.

СИТУАЦИЯ С НЕОПУБЛИКОВАННОЙ СТАТЬЕЙ

Из редакции «Жас Алаша» уволились писатель Ырысбек Дабей, работавший ответственным секретарем, и репортеры Есдаулет Кызырбекулы и Асхат Асан. По словам Ырысбека Дабея, репортаж Есдаулета Кызырбекулы об антиправительственных протестах в Алматы 22 февраля был снят с номера. Дабей после этого принял решение покинуть газету.

Газеты должны освещать происходящие в обществе события. Но в этот раз газета не дала информацию об акции протеста.


— Эта была очень хорошо и беспристрастно написанная статья о митингах 22 февраля. Газеты должны освещать происходящие в обществе события. Но в этот раз газета не дала информацию об акции протеста. Новый главный редактор Кайрат Матреков не объяснил причину, — комментирует Ырысбек Дабей.

Есдаулет Кызырбекулы, автор не вышедшей статьи о митинге, 26 февраля сообщил на своей странице в Facebook’е об уходе из «Жас Алаша». Он заявил, что это связано не только со снятием публикации, но и с угрозой смены редакционной политики.

Смотрите также: Два протеста в Алматы. Задержания. Хроника 22 февраля

Два протеста в Алматы. Задержания. Хроника 22 февраля
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:19 0:00

Митинги 22 февраля

Две оппозиционные группы в Казахстане — активисты, планирующие создать Демократическую партию, и движение ДВК, которое в Казахстане признано «экстремистской организацией», а в резолюции Европарламента названо «мирным оппозиционным движением», — призвали жителей выйти на антиправительственные митинги 22 февраля.

Полиция задержала более сотни людей в местах, обозначенных в качестве площадок для проведения митингов. По данным правозащитников, 22 февраля в стране было задержано около 300 человек. В МВД сообщили о задержании 53 человек.


— Мы пришли к выводу, что газета уже не будет такой свободной, как прежде, учитывая, что новый главный редактор «Жас Алаша» Кайрат Матреков работал в органах внутренних дел, — объясняет он.

Кайрат Матреков, возглавивший редакцию на этой неделе, объясняет невыход публикации таким образом:

— Репортаж Есдаулета Кызырбекулы о митингах 22 февраля был написан в ключе, поддерживающем Демократическую партию, которую создает Жанболат Мамай. О протестных акциях других активистов упоминалось лишь косвенно. Газета не должна быть инструментом какой-либо политической силы, по этой причине я снял репортаж.

В номере «Жас Алаш» от 25 февраля, в который не включили статью Кызырбекулы, вышла подписанная Асхатом Асаном публикация «15 баланың құны, Бұқарбайдың шыңы, митингілер күні», в ней говорится о субботних митингах.

Кайрат Матреков не скрывает, что с 1995 по 2007 год работал в органах внутренних дел.

—​ Последние пять лет я был советником начальника юго-восточного департамента внутренних дел на транспорте, руководителем пресс-службы. Затем я работал в агентстве КазТАГ. С 2014-го по декабрь 2018 года был главным редактором казахского отдела сайта 365info.kz. До вчерашнего дня был редактором казахского отдела в газете «Курсив», —​ говорит он.

Статья, опубликованная 25 февраля в «Жас Алаше» после антиправительственных митингов.
Статья, опубликованная 25 февраля в «Жас Алаше» после антиправительственных митингов.

По словам Ырысбека Дабея, новый главный редактор «Жас Алаша» попросил журналистов остаться и продолжить работать в газете.

Ырысбек Дабей, писатель и бывший ответственный секретарь «Жас Алаша».
Ырысбек Дабей, писатель и бывший ответственный секретарь «Жас Алаша».
Я не являюсь человеком властей. У меня нет планов коренным образом менять газету с многолетней историей.

Кайрат Матреков утверждает, что не увольнял журналистов.

— Меня пригласил учредитель газеты. Я не являюсь человеком властей. У меня нет планов коренным образом менять газету с многолетней историей. Я попросил сотрудников редакции остаться, но насильно мы никого не держим. Уважаю гражданскую позицию заявивших об увольнении корреспондентов. Они помогли выпустить два номера, чтобы выпуск газеты не приостанавливался. За это им спасибо, — говорит он.

Главным редактором газеты «Жас Алаш» Матрекова назначили 24 февраля. До этого редакцию на протяжении полутора месяцев возглавляла Инга Иманбай, которая заявила, что покинула пост из-за «давления». Накануне своего увольнения 21 февраля Инга Иманбай вышла с протестом к зданию управления полиции Карасайского района, требуя освобождения своего мужа Жанболата Мамая, лидера инициативной группы по созданию Демократической партии, задержанного в этот же день. В субботу, 22 февраля, Иманбай участвовала в акции протеста активистов создаваемой Демпартии в Алматы. Ее ненадолго задержали, затем освободили.

Момент задержания Инги Иманбай полицией. Алматы, 22 февраля 2020 год.
Момент задержания Инги Иманбай полицией. Алматы, 22 февраля 2020 год.

24 февраля стало известно об увольнении Инги Иманбай из «Жас Алаша». На своей странице в Facebook’е Иманбай написала, что у нее был разговор с учредителем газеты Салтанат Атушевой, вдовой убитого в 2006 году оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбаева, и двоюродным братом Алтынбека Сарсенбаева Нурланом Сарсенбаем.

Салтанат Атушева выбрала свободу родственника, и в этом я ее не могу упрекать. «Жас Алаш» переходит в руки власти — Инга Иманбай.


«Они мне сообщили, что на близкого родственника семьи Сарсенбаевых завели уголовное дело и грозились закрыть, если они не выполнят одно условие: снять меня с должности главреда. Атушева встала перед дилеммой: не увольнять меня или ждать, когда арестуют родственника. Угрозами заставили прилететь из Лондона. В четверг к ним приезжали генералы одного ведомства, чтобы потребовать либо увольнения в тот же день, либо грозились арестовать родственника. Конечно же, Салтанат Атушева выбрала свободу родственника, и в этом я ее не могу упрекать. "Жас Алаш” переходит в руки власти (Орфография автора сохранена. — ​Ред.)», — написала Инга Иманбай.

Попытки репортера Азаттыка дозвониться до Салтанат Атушевой и получить комментарии по поводу увольнения Инги Иманбай и трех сотрудников редакции не увенчались успехом. Мы направили на ее электронную почту вопросы о том, оказывалось ли на семью давление и изменится ли политика газеты. На момент публикации материала ответ не получен.

Не захотел отвечать на вопросы и президент газеты «Жас Алаш» Аманжол Рысбеков, который, по словам репортеров, «знает причины перестановок в газете».

Рысбек Сарсенбай, родной брат Алтынбека Сарсенбаева, сообщил сайту Nege.kz, что «на родственников никто уголовных дел не возбуждал».

СОБЫТИЯ В «ЖАС АЛАШЕ»

Журналисты «Жас Алаша» не впервые громко покидают коллектив. Три года назад, когда освободили от должности главного редактора Рысбека Сарсенбая, из газеты уволилась группа сотрудников.

Сменившего Рысбека Сарсенбая на посту главреда Руслана Ерботу «внезапно» уволили в январе этого года, и в знак протеста против этого кадрового решения учредителя несколько репортеров уволились по собственному желанию. Первый номер газеты в наступившем году вышел позже графика. После назначения главным редактором Инги Иманбай (она сменила Руслана Ерботу) появились разговоры, что «газета теперь станет рупором Демпартии».

Ырысбек Дабей, который занял кресло ответственного секретаря «Жас Алаша» при Инге Иманбай, объясняет частые публикации о деятельности группы по созданию Демократической партии тем, что «все независимые газеты должны освещать общественно значимые события политической жизни».

Номер газеты «Жас Алаш» от 27 февраля.
Номер газеты «Жас Алаш» от 27 февраля.

Инга Иманбай говорит, что газета «Жас Алаш» под ее руководством не имела никакого отношения к создаваемой ее мужем Жанболатом Мамаем Демократической партии, а с требованием учредителя освободить должность она столкнулась до митинга 22 февраля.
Бывшие журналисты «Жас Алаша» считают, что увольнения Рысбека Сарсенбая и Руслана Ерботы показали, что «учредитель не считается с редакцией».

После такого мы не захотели работать — Молдажанов.

Бывший журналист газеты «Жас Алаш» Сансызбай Молдажанов, покинувший редакцию вместе с Рысбеком Сарсенбаем, вспоминает, что «при увольнении редактора в 2017 году учредители проявили грубость».

— Утром мы пришли на работу, двери были взломаны. По WhatsApp сообщили, что «желающие работать должны прийти в новый офис». Причину не объяснили. После такого мы не захотели работать, — говорит он.

Молдажанов отмечает, что после ухода Рысбека Сарсенбая на страницах «Жас Алаша» стало меньше острых материалов с критикой в адрес властей.

— Стали появляться интервью с высокопоставленными чиновниками, которых мы подвергали жесткой критике. Это нас удивило, — говорит он.

Руслан Ербота, освобожденный в начале января от должности главного редактора газеты «Жас Алаш», говорит, что «знает, что есть люди, которые критически относились к их усилиям быть беспристрастными в соответствии с принципами журналистики, не выступать инструментом каких-либо политических сил».

Газета «Жас Алаш», издающаяся с 22 марта 1921 года, пережила смену политических режимов. Сообщалось, что в начале 1990-х годов, как и другие СМИ, «Жас Алаш» приватизировали, акции газеты были переданы сотрудникам редакции. Тем не менее высказывались предположения, что основным владельцем газеты является политик Алтынбек Сарсенбаев, который руководил министерством информации Казахстана, а затем стал лидером оппозиции (был убит в 2006 году).

После раскола партии «Ак жол» в 2005 году газета «Жас Алаш» поддержала партию «Настоящий Ак жол», созданную Алтынбеком Сарсенбаевым, Булатом Абиловым и Оразом Жандосовым, став одним из немногочисленных СМИ страны с критическим взглядом на власти Казахстана.

  • 16x9 Image

    Асылхан МАМАШУЛЫ

    Асылхан Мамашулы является репортёром Азаттыка  в Алматинском бюро, пишет, в основном, на политические темы. Родился в апреле 1973 года. В 1994 году окончил Кызылординский педагогический институт имени Коркыта-ата. В 1997-2000 годах учился в аспирантуре Казахского национального университета имени Аль-Фараби.

    Работал в издательстве «Казахская энциклопедия», в газете «Ана тілі» и в центре ABDI-Press. С 2011 года работает в Азаттыке.

КОММЕНТАРИИ

XS
SM
MD
LG