Доступность ссылок

 «Трибуна» и Денис Кривошеев проиграли апелляционный суд


Главный редактор газеты «Трибуна» Жанболат Мамай, адвокат Сергей Уткин и блогер Денис Кривошеев. Алматы, 21 октября 2016 года.

Алматинский городской апелляционный суд оставил в силе решение по иску против газеты «Трибуна» («Трибуна. Саяси калам») и блогера Дениса Кривошеева, которые должны выплатить компенсацию директору компании «Алматыжарнама» Султанбеку Сыздыкову.

Апелляционная инстанция Алматинского городского суда оставила без удовлетворения жалобу на решение суда первой инстанции по делу газеты «Трибуна. Саяси калам». Решение суда, что собственник газеты ИП «Калам», главный редактор Жанболат Мамай и блогер Денис Кривошеев должны выплатить пять миллионов тенге по иску директора компании «Алматыжарнама» Султанбека Сыздыкова, оставлено в силе.

В заявлении в апелляционный суд говорилось о том, чтобы решение Медеуского районного суда Алматы, который признал опубликованную в газете «Трибуна» 15 апреля этого года статью «Коррупционер» возглавит «Алматыжарнама»?» о назначении Султанбека Сыздыкова директором рекламной компании «Алматыжарнама» порочащей его честь и достоинство, признать незаконным.

«ДОЙДУ ДО ООН»

Решение первой инстанции, Медеуского районного суда Алматы, по этому иску было вынесено 12 июля. Поводом для иска директора компании «Алматыжарнама» Султанбека Сыздыкова стала статья Дениса Кривошеева, опубликованная в газете «Трибуна» 15 апреля этого года. Сыздыков требовал 15 миллионов тенге в качестве «возмещения вреда, причиненного деловой репутации заголовком статьи и рядом фрагментов в ней». Суд тогда частично удовлетворил его иск, постановив взыскать с автора статьи Кривошеева, главного редактора Мамая и владельца издания в общей сложности пять миллионов тенге. Это решение теперь оставлено в силе.

Денис Кривошеев и Жанболат Мамай в суде настаивали, что в статье газеты «Трибуна» были использованы лишь те сведения, которые ранее были опубликованы другими изданиями и предоставлены правоохранительными ведомствами. Адвокат Владимир Голофаст подтвердил, что в отношении Султанбека Сыздыкова ранее возбуждалось уголовное дело. Однако дело возбуждали не по коррупционным статьям, поэтому нет никаких оснований называть его коррупционером, говорит адвокат.

Главный редактор газеты «Трибуна. Саяси калам» Жанболат Мамай после оглашения решения заявил, что не согласен с ним и не собирается выплачивать истцу компенсацию. Он назвал процесс «спектаклем».

— В истории независимого Казахстана не было прецедентов, когда суды бы встали на защиту независимых изданий. Это несправедливое решение. Мы будем обращаться в Верховный суд, если нужно, в Комитет ООН по правам человека. Другого выхода у нас нет, — говорит Жанболат Мамай.

В зале суда по делу газеты "Трибуна". Алматы, 6 октября 2016 года.
В зале суда по делу газеты "Трибуна". Алматы, 6 октября 2016 года.

Алматинский блогер Денис Кривошеев в своем комментарии Азаттыку он говорит, что не верил в справедливость суды с самого начала и не возлагает надежд и на Верховный суд, если дело дойдет туда. Денис Кривошеев говорит, что будет обращаться к простому народу, чтобы собрать деньги на выплату суммы компенсации по решению суда, если не удастся его отменить.

Кривошеев на заседаниях суда указывал на то, что еще до начала судебных разбирательств он принес извинения Султанбеку Сыздыкову через газету «Трибуна», если тот считает некоторые сведения в своей статье оскорбительными.

- Мы не ожидали, что это сильно ударит по его чести и достоинству. Потому я счел нужным принести свои извинения, - говорит Денис Кривошеев.

Мнение истца по поводу решения суда узнать не удалось. Владимир Голофаст, адвокат Султанбека Сыздыкова, сразу после оглашения решения покинул зал судебного заседания.

«ПРОБУДИВШАЯСЯ НАДЕЖДА»

Когда оглашалось решение апелляционного суда, присутствовавшие в зале гражданские активисты, выражали неодобрение приговору и поддержку газете «Трибуна» и его автору.

Судебный процесс, проходивший при участии трех судей апелляционого суда, начался 6 октября. В ходе первого судебного заседания Жанболат Мамай попросил вызвать в суд акима города Алматы Бауыржана Байбека, который назначил Султанбека Сыздыкова директором компании «Алматыжарнама», и ходатайствовал о назначении судебно-филологической экспертизы. Апелляционный суд отклонил первые два ходатайства, сообщив, что последнее будет обсуждено. Однако в ходе заседания 20 октября сообщили об отклонении и этого ходатайства.

Слева - Владимир Голофаст, адвокат Султанбека Сыздыкова. Алматы, 20 октября 2016 года.
Слева - Владимир Голофаст, адвокат Султанбека Сыздыкова. Алматы, 20 октября 2016 года.

В суде стороне истца дали возможность неоднократно обратиться с вопросами к адвокату директора учреждения «Алматыжарнама» Султанбека Сыздыкова. К тому же сами судьи обратились с несколькими вопросами к адвокату Султанбека Сыздыкова, интересовались, не велика ли запрашиваемая ими сумма.

Один из судей поинтересовался у Жанболата Мамая размером его зарплаты. Судьи, услышав ответ о зарплате Жанболата Мамая, рассмеялись и дали знать, что сомневаются в этом. Судья поинтересовался у Владимира Голофаста, сколько времени потребуется Жанболату Мамаю, чтобы выплатить штраф, если размер его зарплаты, скажем, выше, чем он говорит, 75 тысяч тенге.

Судья свой вопрос объяснил тем, что даже по уголовному делу вряд ли назначат компенсацию морального ущерба в размере пяти миллионов тенге, не говоря об административном деле. Адвокат частного предприятия «Калам», учредителя газеты «Трибуна», Сергей Уткин объяснил, почему у Мамая низкая зарплата, размер которой вызвал смех у судей. По его словам, предприниматели не дают объявления в газету «Трибуна», которая признана оппозиционной, поэтому члены редакции получают зарплату с денег, полученных лишь после реализации тиража газеты.

В апелляционном суде по иску газеты «Трибуна» участвовали представители международной организации Freedom House в Казахстане, генерального консульства США в Алматы, общественной организации «Адил соз».

  • 16x9 Image

    Асылхан МАМАШУЛЫ

    Асылхан Мамашулы является репортёром Азаттыка  в Алматинском бюро, пишет, в основном, на политические темы. Родился в апреле 1973 года. В 1994 году окончил Кызылординский педагогический институт имени Коркыта-ата. В 1997-2000 годах учился в аспирантуре Казахского национального университета имени Аль-Фараби.

    Работал в издательстве «Казахская энциклопедия», в газете «Ана тілі» и в центре ABDI-Press. С 2011 года работает в Азаттыке.

Ваше мнение

Показать комментарии

В других СМИ

Loading...

XS
SM
MD
LG