Доступность ссылок

Собственник оппозиционной газеты «Саяси калам. Трибуна» закрыл свое предприятие, что делает невозможным выпуск издания. Сторонники газеты в ее закрытии видят политический заказ. Судившийся с изданием военный пенсионер положительно оценивает его закрытие.

ИП «Калам», собственник оппозиционной газеты «Саяси калам» (издававшейся под брендом «Трибуна»), закрыл свое предприятие. Это лишает юридического основания для выпуска газеты, говорит ее бывший редактор Инга Иманбай. Впрочем, газета «Саяси калам. Трибуна» перестала выходить еще до того, как она лишилась законного права на выпуск. Последний номер газеты вышел в середине февраля в виде спецвыпуска в связи с арестом ее фактического руководителя журналиста Жанболата Мамая, хотя он традиционно представлялся заместителем главного редактора.

Журналист Жанболат Мамай, исполнявший обязанности главного редактора газеты «Саяси калам», в суде, где вынесено постановление о помещении его под арест. Алматы, 11 февраля 2017 года.
Журналист Жанболат Мамай, исполнявший обязанности главного редактора газеты «Саяси калам», в суде, где вынесено постановление о помещении его под арест. Алматы, 11 февраля 2017 года.

То, что выпуск газеты после этого прекратился, Инга Иманбай объясняет Азаттыку так: на собственника газеты, имя которого она просит не называть, после ареста Жанболата Мамая было оказано сильное давление. Собственник газеты — посторонний человек, к тому же абсолютно непубличный, далекий от журналистики и от политики; он не желает «светиться» в СМИ в связи с закрытием газеты и делом Мамая, говорит Инга Иманбай.

В ответ на вопрос, почему далекий от СМИ человек всё же был собственником газеты, Инга Иманбай поясняет, что ей и Жанболату Мамаю нереально было бы на свое имя зарегистрировать газету, поэтому и пришлось искать человека на стороне, которого власти не заподозрили бы ни в оппозиционности, ни в инакомыслии.

ИП «Калам» пришлось создавать после того, как в 2014 году в результате иска военного пенсионера Купесбая Жампиисова к оппозиционной газете «Саясат алаңы. Трибуна» ее собственнику пришлось закрыть свое ИП «Алаң жұрт» и прекратить выпуск этой газеты, говорит Инга Иманбай. С закрытием ранее ИП «Алаң жұрт» стал невозможным, по ее словам, выпуск и другой, зарегистрированной на него оппозиционной газеты «Ашық алаң», которая также выходила под брендом «Трибуна».

Журналист Инга Иманбай.
Журналист Инга Иманбай.

Собственниками двух выше названных ИП, на которые были зарегистрированы вышеназванные газеты под общим брендом «Трибуна», являются разные лица, каждый из которых просит не называть его имени, говорит Инга Иманбай.

ПОПЫТКИ ВЫЖИВАНИЯ ОППОЗИЦИОННЫХ СМИ

В регистрации оппозиционных газет на собственников, которые не имеют никакого отношения к политике и публицистике, нет ничего зазорного или незаконного — это распространенная попытка выживания оппозиционных и независимых СМИ, говорит журналист и прессозащитник Розлана Таукина. Она не понаслышке знает о проблемах регистрации и дальнейшего существования подобных СМИ, поскольку несколько лет назад были закрыты две оппозиционные газеты, которыми она руководила, но собственником которых не была. Следует отметить, что и в настоящее время против нее и против собственника возглавляемого ею сайта Rezonans.kz подал гражданский иск заместитель акима одного из районов Алматы. Но в данном случае собственником сайта как раз оказалось возглавляемое самой Таукиной предприятие.

Журналист и прессозащитник Розлана Таукина. 2014 год.
Журналист и прессозащитник Розлана Таукина. 2014 год.

Чтобы оппозиционные издания могли выживать, нередко приходится регистрировать несколько газет на одного собственника, говорит Таукина. Наглядным примером является, по ее словам, ситуация с изданиями, которые казахстанские власти назвали «единым СМИ — Республика»: в это «единое СМИ» входило около оппозиционных 30 изданий, которые были закрыты в 2012 году. Последняя газета из списка —«Ассанди-Таймс» — была закрыта в конце 2014 года.

Чтобы оппозиционные издания могли выживать, нередко приходится регистрировать несколько газет на одного собственника.

Сравнивая оппозиционные газеты, выходившие под брендом «Республика» и под брендом «Трибуна», Розлана Таукина говорит, что они были «разной весовой категории» и обращались в основном к разным аудиториям. Однако общим для них, по ее словам, является то, что они давали обществу информацию о событиях, которые провластные СМИ либо замалчивали, либо которым они давали угодную властям интерпретацию.

— После закрытия «Республики» эстафету подхватила «Трибуна», — говорит Розлана Таукина.

Она добавляет: газета «Саяси калам. Трибуна» обрела такую популярность, что стала не только коллективным пропагандистом и агитатором, но и коллективным организатором — особенно в период обсуждения земельной реформы. Подобной оппозиционной популярности власть не могла простить газете «Саяси калам. Трибуна» и ее участь была предрешена, утверждает Розлана Таукина.

Юрист Сергей Уткин. Астана, 28 ноября 2013 года.
Юрист Сергей Уткин. Астана, 28 ноября 2013 года.

Известный защитой на судебных процессах оппозиционных и независимых изданий юрист Сергей Уткин утверждает, что их закрытие по суду было результатом политически мотивированных судебных решений, поскольку суды игнорировали аргументированные доводы защиты и в то же время шли на поводу тех, кто предъявлял оппозиционным газетам необоснованные обвинения. Так было и с газетой «Саясат алаңы. Трибуна», которую в 2014 году, по словам Уткина, он защищал в суде.

ВЗГЛЯДЫ НА РЕДАКЦИОННУЮ ПОЗИЦИЮ ГАЗЕТЫ

Судившийся в 2014 году с оппозиционной газетой «Саясат алаңы. Трибуна» военный пенсионер Купесбай Жанпиисов на вопрос Азаттыка о том, как он относится к тому, что в 2017 году закрылась другая оппозиционная газета — «Саяси калам», — также выходившая под брендом «Трибуна», говорит, что руководители этих газет Жанболат Мамай и Инга Иманбай нередко публиковали полуправду, а иногда и откровенную ложь. Так как, по его словам, в отношении него газетой «Саясат алаңы. Трибуна» была напечатана ложь, ему пришлось подать иск против нее, который он выиграл.

Купесбай Жанпиисов говорит, что не согласен с общей редакционной политикой газеты «Саясы калам», хотя и ему самому не нравятся недостатки в работе отдельных чиновников.

Выигранную Жанпиисовым в суде сумму в два миллиона тенге (около 6,5 тысячи долларов) — часть которой ему, по его словам, до сих пор не выплачена — пенсионер считает не принципиальной, а инициированное им дело не мотивированным политически. Уместно вспомнить, что газета «Саясат алаңы. Трибуна» сочла наложенный на нее штраф на эту сумму неподъемной и закрылась в 2014 году.

Купесбай Жанпиисов говорит, что не согласен с общей редакционной политикой газеты «Саяси калам», хотя и ему самому не нравятся недостатки в работе отдельных чиновников.

— А когда искажают всю власть — это зачем? Меня устраивает политическая система Казахстана. Мне нравятся наши законы. Мне нравится президент, его дальновидность, — говорит Купесбай Жанпиисов, добавляя, что газета попыталась выставить его таким, как будто у него иное отношение к существующей системе власти.

Политолог Толганай Умбеталиева в студии Азаттыка. 23 мая 2016 года.
Политолог Толганай Умбеталиева в студии Азаттыка. 23 мая 2016 года.

Журналист и политолог Толганай Умбеталиева, один из авторов газеты «Саяси калам. Трибуна», говорит Азаттыку, что никакой цензуры или иного ограничения со стороны редакции издания не было, и ее свободу видения событий и их освещения никто и ни в чем не ограничивал. Что же касается редакционной позиции газеты, то она в целом оппозиционная и имеет больше национал-патриотическое содержание, в то время как газета «Республика» была больше обращена к либеральному слою общества, говорит Умбеталиева.

Журналист Сергей Дуванов. Алматы 13 октября 2016 года.
Журналист Сергей Дуванов. Алматы 13 октября 2016 года.

О полной творческой свободе журналистов оппозиционного издания говорит Азаттыку и другой автор газеты «Саяси калам. Трибуна» — журналист и правозащитник Сергей Дуванов. В оппозиционном издании, по его словам, работать намного удобнее, «поскольку разрешается печатать всё, что думаешь». Главное, что стратегически эта газета — оппозиционная. Исследовать тактические различия между разными оппозиционными изданиями сегодня «несвоевременно», поскольку остро стоит вопрос вообще о жизни и смерти последних изданий, говорит Сергей Дуванов.

В разговоре с Азаттыком один из руководителей закрывшейся газеты «Саяси калам. Трибуна» Инга Иманбай говорит, что в закрытии газеты она видит противоестественную форму признания властью заслуг издания в демократизации общественного сознания.

Президент Нурсултан Назарбаев 31 мая, в День памяти жертв политических репрессий, заявил в Астане, что «политических преследований в Казахстане нет, узников по этой теме нет».

  • 16x9 Image

    Казис ТОГУЗБАЕВ

    Полковник запаса Казис Тогузбаев после окончания военной службы занялся журналистикой, увлекся фотографированием. Работал в оппозиционных газетах «Сөз» и «Азат», вёл блог на сайте kub.info, где размещал свои фоторепортажи, один из которых - о насильном выселении жителей поселков Бакай и Шанырак близ Алматы.
     
    В январе 2007 года Казис Тогузбаев был награжден премией «Свобода» за вклад в продвижение демократических ценностей в Казахстане. С сентября 2008 года Казис Тогузбаев работает корреспондентом Азаттыка – Казахской редакции Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода».

    Обсудить статьи Казиса Тогузбаева можно в Facebook’е, Твиттере. Казиса Тогузбаева можно найти также в сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир».

Ваше мнение

Показать комментарии

В других СМИ

Loading...

XS
SM
MD
LG