Доступность ссылок

Срочные новости:

Радио Свобода обратилось с иском в ЕСПЧ против властей России


Московское бюро медиакорпорации «Радио Свободная Европа / Радио Свобода». Январь 2021 года.

ООО «РСЕ/РС», представляющее в России интересы медиакорпорации «Радио Свободная Европа / Радио Свобода», и его генеральный директор Андрей Шарый обратились в Европейский суд по правам человека с иском против России. Причиной стало использование российскими властями законов о так называемых СМИ — иностранных агентах. Истцы уверены, что применение этого законодательства, и в частности практика взимания штрафов за неисполнение приказа Роскомнадзора о маркировке журналистского контента, нарушает статьи Европейской конвенции по правам человека.

14 мая представители Службы судебных приставов вручили в Московском бюро медиакорпорации уведомление о возбуждении исполнительного производства по судебным решениям. В тот же день были заблокированы банковские счета ООО «РСЕ/РС». В январе — мае 2021 года Роскомнадзор составил и направил в суд 520 протоколов о нарушении проектами РСЕ/РС новых жёстких правил маркировки журналистских публикаций.

Общая сумма штрафов почти по 300 решениям, вынесенным к настоящему моменту судами первой инстанции, превышает 80 миллионов рублей. Медиакорпорация обжалует наложение всех штрафов в установленном законом порядке, однако суды отклонили уже более 140 поданных ООО «РСЕ/РС» апелляций.

В случае если штрафы не будут выплачены, власти угрожают заблокировать доступ к сайтам медиакорпорации на территории России, а администрация ООО подвергается риску уголовного преследования. В связи с этим иск в ЕСПЧ содержит просьбу рассмотреть дело в приоритетном порядке, так как «задержка может привести к необратимым последствиям».

Согласно позиции медиакорпорации, такое применение законодательства о «СМИ — иностранных агентах» нарушает 10-ю статью Конвенции о правах, гарантирующую право каждого человека свободно выражать своё мнение, а также распространять информацию и идеи без какого-либо ограничения. В жалобе отмечается: в случае если практика российских властей не будет оценена Европейским судом, она может применяться и к другим немногочисленным независимым СМИ, работающим на российском рынке.

  • В мае министерство юстиции России внесло в список «СМИ — иностранных агентов» сайт Meduza.io и деловое СМИ VTimes. «Медуза» пытается оспорить решение в судебном порядке, отмечая, что применение закона разрушает коммерческую бизнес-модель СМИ и ставит его на грань закрытия.
  • Русскоязычные проекты РСЕ/РС, включая Русскую службу, её региональные сайты, а также телеканал «Настоящее Время», внесены в список иностранных агентов в конце 2017 года. Медиакорпорация, считая это решение несправедливым и юридически спорным, тем не менее соблюдала нормы российского законодательства, однако отказывается выполнять новые требования о маркировке публикаций, расценивая их как попытку прямого вмешательства в редакционную политику и политической цензуры.
  • Ранее президент РСЕ/РС Джейми Флай заявлял о решимости медиаорганизации продолжать работать в России. «РСЕ/РС предоставляет своей аудитории честные новости и сбалансированную информацию для того, чтобы граждане России, как заметил один из наших журналистов, "не привыкали к неправде и не жили во лжи", — подчеркнул Флай. — Мы продолжим противостоять попыткам Кремля цензурировать неприятную для российских властей правду». Редакционная независимость медиакорпорации «РСЕ/РС», финансируемой за счёт предоставляемых конгрессом США грантов, защищена её уставом, запрещающим любое политическое вмешательство в деятельность журналистов, которые «не являются агентами ни одного из правительств».
  • В апреле ЕСПЧ отклонил ходатайство ООО «РСЕ/РС» принять обеспечительные меры, предусматривающие мораторий на исполнение российских судебных решений по административным протоколам в отношении медиаорганизации. Вместо этого ЕСПЧ предложил ООО «РСЕ/РС» направить иск против действий российских властей.

КОММЕНТАРИИ

Вам также может быть интересны эти темы

XS
SM
MD
LG