Доступность ссылок

Срочные новости:

Радио Свобода обжаловало в ЕСПЧ действия российских властей


Чешская Республика — вид на здание RFE/RL в Хагиборе, Прага, 31 января 2012 года.

Общество с ограниченной ответственностью «РСЕ/РС», представляющее в России медиакорпорацию Радио Свободная Европа / Радио Свобода, обратилось в Европейский суд по правам человека с ходатайством о принятии срочных обеспечительных мер, которые предусматривали бы мораторий на исполнение судебных решений по административным протоколам в отношении медиаорганизации. Регламент ЕСПЧ предусматривает, что обеспечительные меры, если суд даст согласие на их принятие, действуют до принятия решения по существу вопроса.

Российские власти составили сотни административных протоколов в отношении ООО «РСЕ/РС» и его генерального директора Андрея Шарого, обвинив их в нарушении законодательства об «иностранных агентах». По части этих протоколов суды вынесли решения о назначении штрафов.

В обращении в ЕСПЧ «РСЕ/РС» утверждает, что действия российских властей нарушают права на свободу выражения мнения и свободу слова, предусмотренные 10-й статьей Европейской конвенции по правам человека. От суда требуется введение обеспечительных мер, поскольку, если этого не будет сделано, ООО «РСЕ/РС» и его генеральный директор могут понести невосполнимый ущерб. Кроме того, преследование Радио Свобода и других проектов корпорации РСЕ/РС может негативно сказаться на судьбе других независимых СМИ в России, развязав Кремлю руки в отношении них. В истории ЕСПЧ были прецеденты, когда он вводил обеспечительные меры в связи с вмешательством властей в свободу СМИ.

В 2017 году Радио Свобода и другие проекты медиакорпорации РСЕ/РС были признаны российскими властями «СМИ — иностранными агентами». Медиаорганизация неоднократно подчеркивала, что не считает себя «агентом» какого-либо иностранного государства, поскольку ее редакционная политика полностью независима.

Осенью прошлого года Роскомнадзор обязал «СМИ-иноагенты» особым образом маркировать все их публикации. РСЕ/РС, соблюдавшая все нормы российского законодательства, отказалась выполнять это требование, расценив его как попытку вмешательства в редакционную политику. С 12 января по 15 апреля Роскомнадзор составил 390 протоколов, общая сумма штрафов по которым превышает 100 миллионов рублей.

Ведомство заявило о намерении составить еще 130 протоколов, удвоив сумму штрафов по каждому из них. ООО «РСЕ/РС» оспаривает все назначенные штрафы в предусмотренном российском законодательством порядке, однако суд не удовлетворил ни одной из поданных к настоящему моменту апелляций.

В последние годы популярность Радио Свобода и других проектов корпорации РСЕ/РС в России неуклонно растет. Еженедельная аудитория РСЕ/РС в России достигает семи миллионов человек. Сайты Русской службы Радио Свобода в 2021 году ежемесячно регистрируют более 16 миллионов посещений.

Президент корпорации Джейми Флай в связи с подачей ходатайства в ЕСПЧ заявил: «Российским властями не удастся заставить РСЕ/РС отказаться от свободы слова и честной журналистики. Мы не позволим Роскомнадзору и Кремлю принимать вместо нас решения о том, каким образом обращаться к аудитории в России. Мы надеемся, что Европейский суд по правам человека признает действия российских властей именно тем, чем они являются, — попыткой подавить свободу слова и право народа России на доступ к информации; опасным прецедентом, имеющим место в то время, когда независимые СМИ находятся под угрозой по всему миру».

КОММЕНТАРИИ

Вам также может быть интересны эти темы

XS
SM
MD
LG