Доступность ссылок

Казахстанский телеканал с лёгким кремлёвским акцентом


Ведущая «Первого канала Казахстана» Аймира Шаукентаева.

Ведущая «Первого канала Казахстана» Аймира Шаукентаева.

Суд в Алматы сегодня принял к производству иск к «Первому каналу Казахстана». Поводом стало заявление ведущей телеканала Аймиры Шаукентаевой о том, что массовые акции протеста в регионах Казахстана по земельному вопросу были проплачены.

Иск против «Первого канала Казахстана» подал адвокат из Караганды Нурхан Жумабеков, поскольку, как он говорит, ему обидно за народ, вышедший на митинги, за то, что его «поливают грязью с экрана телевизора». В комментарии Азаттыку он говорит, что не согласен с тем, что люди в Казахстане способны выражать недовольство «только по манипулированию». Нурхан Жумабеков просит взыскать с телеканала 100 тысяч тенге за моральный вред.

В Бостандыкском районном суде Алматы Азаттыку сообщили, что предварительные судебные слушания по иску Жумабекова назначены на 30 мая. Ранее руководитель пресс-службы «Первого канала Казахстана» Светлана Пенкова не ответила на неоднократные телефонные звонки корреспондентов Азаттыка.

Проблема приватизации земли, или скорее страхи, что казахстанская земля может быть передана в аренду иностранцам на четверть века, вызвали протесты и демонстрации в Казахстане в конце апреля. 5 мая президент страны Нурсултан Назарбаев приостановил реализацию этих планов до 2017 года. Похоже, казахстанское правительство неохотно признало, что приватизация земли стала катализатором взрыва сдерживаемого недовольства в связи с ситуацией в Казахстане, где экономика увидела свой худший спад примерно за последние 20 лет.

Люди собрались на митинг против «продажи и аренды земли». Кызылорда, 1 мая 2016 года.

Люди собрались на митинг против «продажи и аренды земли». Кызылорда, 1 мая 2016 года.

Некоторые члены правительства были сняты с должности в то время, как экономические проблемы усугубились и начались протесты, но Назарбаев и его правительство отказались признать хоть какую-то вину за текущие промахи. И это не их вина, что недавно по стране прокатилась волна протеста, — так, по крайней мере, заявляет «Первый канал Казахстана». Ведущая программы «Аналитика» Аймира Шаукентаева разобралась во всём: это происки внешнего врага. Владеет телеканалом «Евразия + ОРТ» — это совместное предприятие между казахстанскими компаниями (80 процентов) и российским «Первым каналом» (20 процентов) — результат соглашения от 1996 года по ретрансляции российской программы на Казахстан.

«ЭТО СЕНСАЦИЯ, ЭТО БОМБА»

Аймира Шаукентаева в своей «Аналитике» в конце апреля, не приводя аргументы и доказательства, обвинила неназванных организаторов демонстраций в выплате «от 50 до 150 долларов за участие в митинге», а также каких-то внешних врагов за океаном в создании «пятой колонны» и подстрекательстве. «Доказательства» последовали в выпуске программы за 14 мая, во время которого трое ведущих Аймира Шаукентаева, Алуа Кетегенова и Руслан Смыков показали видео. По их словам, оно подтверждает, что за участие в «земельных митингах» платили деньги.

Видео, скорее всего записанное на мобильный телефон, показывает группу из пяти-шести человек, хотя только их руки и ноги, но не лица. Не ясно при этом, где они стоят. Зато очень чётко демонстрируется пачка стодолларовых банкнот в заднем кармане брюк предположительно кассира и в его руках.

Ведущие «Первого канала Казахстана» слева направо: Аймира Шаукентаева, Алуа Кетегенова и Руслан Смыков.

Ведущие «Первого канала Казахстана» слева направо: Аймира Шаукентаева, Алуа Кетегенова и Руслан Смыков.

Ведущая Кетегенова, которая резюмирует, что это сенсация, просит еще раз показать эту запись. Смыков соглашается, сообщая, что это видео получено «из закрытых источников» некоторое время назад, но его сейчас показывают «в интересах родины». После повторного просмотра ведущий заключает: «И вот так они продают нас с вами. И заметьте, что продают даже не за казахстанские тенге, не в национальной валюте, а за доллары. Понятно, кто заказчик!»

Перед показом этой видеозаписи в третий раз Шаукентаева говорит: «Вот так вот эти люди продают родину». Смыков, комментируя видео, говорит: «Обратите внимание: незаконное собрание, люди, конечно, в стороне стоят, переговоры идут». «Вот, пожалуйста, и денежки», — вторит ему Шаукентаева. Заключает программу Кетегенова словами: «Это была настоящая сенсация, это была бомба».

Действительно, это стало бомбой. Многие в Казахстане использовали социальные сети, чтобы осудить жалкую попытку протолкнуть это видео как доказательство того, что на митинги вышли за деньги и что в этом были замешаны зарубежные страны.

Позже в другом выпуске «Аналитики» ведущая Шаукентаева говорит «о тех самых третьих странах, что наследили в некоторых мусульманских государствах». При этих словах на экране мелькают видеозаписи избиения ливийского президента Муаммара Каддафи и казни бывшего иракского лидера Саддама Хусейна. Кадры с парламентских выборов в Сирии сопровождаются её словами: «это огромная победа», которую «на Западе не оценили». В программе появляются фрагменты с изображением президента США Барака Обамы и бывшего государственного секретаря Хиллари Клинтон в контексте «признания ошибок во внешней политике США» вперемешку с комментариями местных политологов по поводу американских неудач на мировой арене.

«Первый канал Казахстана» по стилю и подходу очень похож на программы на российских телеканалах, где тоже нагнетают угрозы национальной безопасности, играют на гордости и единстве в стране, изображают активистов и демонстрантов мятежниками и пешками в чужих руках. Телеканал является довольно популярным, и некоторые из наиболее возмутительных претензий и замечаний, прозвучавших в программе, стали темой дискуссий вокруг Казахстана.

Правительство страны между тем переключилось на более высокую скорость, чтобы отразить запланированные на 21 мая акции протеста. С 16 мая власти задерживают людей, которые могли бы вдохновить или содействовать проведению демонстраций по всей стране.

  • 16x9 Image

    Асем ТОКАЕВА

    Асем Токаева работает в пражской редакции радио Азаттык. Закончила Евразийский национальный университет в 1999 году, Университет международного бизнеса в 2009 году, прошла курс Летней академии Международного института журналистики в Гамбурге в 2005 году. Профессиональную карьеру начинала в газете "Экспресс К", агентстве "Интерфакс-Казахстан". С Азаттык начала сотрудничать в 2004 году. С марта 2009 года - веб-редактор сайта rus.azattyq.org.

    Обсудить статьи Асем ТОКАЕВОЙ можно в Facebook’е и Твиттере.

В других СМИ

Loading...

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG