Доступность ссылок

Говоря о «Первом канале», вспомнили и Холодную войну


Скриншот передачи «Первого канала Казахстана», в которой говорилось о «доказательствах» проплаченности митингов.

Скриншот передачи «Первого канала Казахстана», в которой говорилось о «доказательствах» проплаченности митингов.

Адвокат из Караганды подал в суд на телеканал, который неоднократно сообщал о том, что участникам митингов якобы платят деньги. Эксперты говорят, что казахстанские зрители критично относятся к информации в СМИ.

Карагандинский адвокат Нурхан Жумабеков подал в суд на товарищество с ограниченной ответственностью «Евразия +ОРТ», владеющее «Первым каналом Казахстана». Нурхан Жумабеков говорит, что поводом к подаче иска стали прозвучавшие в эфире слова ведущей телеканала Аймиры Шаукентаевой о том, что участникам митинга по земельному вопросу якобы платили деньги. Адвокат потребовал взыскать с компании 100 тысяч тенге в качестве моральной компенсации.

— Мне обидно за мой народ, вышедший на митинги, который поливают грязью с экрана телевизора. Со слов Шаукентаевой, люди способны выражать недовольство только по манипулированию, — говорит Нурхан Жумабеков Азаттыку.

В Бостандыкском районном суде по гражданским делам города Алматы Азаттыку подтвердили информацию о том, что Нурхан Жумабеков действительно обратился с иском против против владельцев телеканала.

— Иск против товарищества с ограниченной ответственностью «Евразия+ОРТ» от Нурхана Жумабекова поступил. Заявление будет рассмотрено судьей Татьяной Черныш. Иск будет рассмотрен в течение пяти рабочих дней, — сказал представитель суда Саят Сериков в понедельник, 16 мая.

Мы обратились за комментариями к представителям «Первого канала Казахстана». Однако руководитель пресс-службы канала Светлана Пенкова не ответила на наши неоднократные телефонные звонки.

Ведущая «Первого канала Казахстана» 30 апреля 2016 года заявила в программе, что «за каждого человека, который придёт на несанкционированное собрание, организаторы... кто всем на самом деле управляет, та самая пятая колонна, получают от 50 до 150 долларов». На прошлой неделе телеканал в качестве доказательства того, что участникам митинга заплатили деньги, представил видеозапись, на которой некие люди, лица которых не показаны, передают друг другу деньги.

«КЛИШЕ ВРЕМЕН ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

«Видеодоказательства» «Первого канала Казахстана» о том, что участникам митинга якобы заплатили деньги, активно обсуждаются в социальных сетях, пользователи создают фото- и видеожабы на эту тему.

Независимый журналист Асылбек Абдулов рассматривает иск карагандинского адвоката против телеканала как показатель существующих в обществе настроений.

Некая «рука Запада», все эти клише времен Холодной войны, это всё берется на вооружение, ничего нового не придумывается.

— Общество через социальные сети уже ответило, оно выразило свое отношение к этой информационной политике, к игре ведущих «в проницательных гуру», которые «оберегают зрителей от ошибок». Последние сюжеты, эта картина полностью соответствуют той тенденции, которой придерживаются российские государственные каналы. Некая «рука Запада», все эти клише времен Холодной войны, это всё берется на вооружение, ничего нового не придумывается, — считает журналист.

Асылбек Абдулов говорит, что вместо выстраивания нормальных каналов обратной связи и создания телеканалов, способных установить диалог между властью и обществом, люди «на Левом берегу стремятся увидеть в последних событиях некий заговор».

— В 1990-е годы журналистика шла к тому, чтобы действительно стать журналистикой. В итоге всё вернулось на исходную позицию, позицию биполярного мира. Украинские события показали, что идет подмена профессиональных принципов, — комментирует Асылбек Абдулов.

По мнению политолога Талгата Калиева, казахстанской аудитории преимущественно свойственен критичный взгляд на СМИ. Он считает, что сюжет «Первого канала Казахстана» о раздаче денег участникам митинга получился неубедительным.

— Подобные дешевые приемы у нас не проходят. Можно увидеть, какое однозначное отторжение идет у аудитории. Даже те, кто не симпатизировал участникам митингов, не одобрили эти видеосюжеты. Это было апробирование пропагандистских приемов, возможно, теперь будут другие приемы. 80 процентов акций телеканала принадлежат Казахстану, менеджмент полностью финансируется Казахстаном. Нужно ограничить российские телеканалы и установить настоящие журналистские стандарты, — говорит Талгат Калиев.

Подобные дешевые приемы у нас не проходят. Можно увидеть, какое однозначное отторжение идет у аудитории. Даже те, кто не симпатизировал участникам митингов, не одобрили эти видеосюжеты.

Эксперты считают, что общество уже привыкло к материалам государственных телеканалов, пытающимся «внушить» что-либо зрителям, однако в век открытой информации невозможно так явно обмануть зрителей.

Митинги по земельным вопросам прошли в разных регионах Казахстана в конце апреля и начале мая. Участники митингов выступили против планов правительства по продаже земель сельхозназначения через аукционы и возможной передаче земель в долгосрочную аренду иностранцам. После протестов президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил мораторий до конца 2016 года на ряд поправок к земельному кодексу, вызвавших большой резонанс в обществе, и дал поручение создать комиссию по земельной реформе.

  • 16x9 Image

    Асылхан МАМАШУЛЫ

    Асылхан Мамашулы является репортёром Азаттыка  в Алматинском бюро, пишет, в основном, на политические темы. Родился в апреле 1973 года. В 1994 году окончил Кызылординский педагогический институт имени Коркыта-ата. В 1997-2000 годах учился в аспирантуре Казахского национального университета имени Аль-Фараби.

    Работал в издательстве «Казахская энциклопедия», в газете «Ана тілі» и в центре ABDI-Press. С 2011 года работает в Азаттыке.

В других СМИ

Loading...

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG