Доступность ссылок

Влияние российских СМИ в Казахстане


Человек смотрит на экран, где транслируется момент крушения российской ракеты, запущенной с космодрома Байконур в Казахстане. 2 июля 2013 года.

Человек смотрит на экран, где транслируется момент крушения российской ракеты, запущенной с космодрома Байконур в Казахстане. 2 июля 2013 года.

Российские СМИ традиционно доминируют в постсоветском Казахстане и внешне лояльны официальной Астане. Однако эта лояльность кажущаяся, говорят эксперты, приводя в пример случаи с Беларусью.


Месяц назад – в разгар «космического» противостояния, связанного с казахстанским запретом на пуск ракет «Протон», - «Известия» опубликовали статью под вызывающим заголовком - «Россия запустит «Протон» без одобрения Казахстана». На второй день в тех же «Известиях» была опубликована другая статья – «Казахстан разрешил запуск «Протона» с Байконура». И действительно, «Протон» был запущен в срок, который определила сама себе Россия – 30 сентября.

РОССИЙСКИЕ ГАЗЕТЫ И КАЗАХСТАН

Подобные характерные публикации в российских СМИ и последовавшие за ними события не прошли мимо внимания наблюдателей в Казахстане. Что может стоять за этими единичными, вполне может так и быть, «байконурскими» статьями в российской прессе? Азаттык обратился с этим вопросом к некоторым экспертам и наблюдателям в Казахстане.
Российская ракета-носитель "Протон-М", запущенная с космодрома Байконур. 30 сентября 2013 года.

Российская ракета-носитель "Протон-М", запущенная с космодрома Байконур. 30 сентября 2013 года.


- Не исключено, что в данном случае российские власти использовали газету «Известия» не только как свой рупор, но и как рычаг давления на казахстанскую сторону, - говорит политолог Досым Сатпаев, добавив, что кроме провластных СМИ есть и дипломатический и иные рычаги давления, однако в данном случае давление через СМИ могло показаться для российской стороны самым оперативным и эффективным.

Интересно, что до лета этого года существовала газета «Известия – Казахстан», которая была закрыта после 13 лет своего существования. И если большие «Известия», ведущая российская газета, служат инструментом влияния на власти Казахстана, почему они закрыли свое дочернее издание? Версий тут несколько.

Существование казахстанских «клонов» российских газет оппозиционный журналист Сергей Дуванов расценивает как свидетельство неконкурентоспособности казахстанской журналистики.

- Местная журналистика не способна конкурировать с московской. Поэтому она прицепляется к названию той или иной газеты и под вывеской «Аргументы и Факты», «Известий», «Московский комсомолец в Казахстане» проталкивает свой товар. Это очень постыдное явление. Эти вкладыши позорят казахстанскую журналистику. Это есть признание неконкурентоспособности нашей журналистики, - говорит Сергей Дуванов.

Несколько иного мнения придерживается бывший главный редактор газеты «Известия - Казахстан» Эдуард Полетаев, который считает эту почившую в бозе газету высокопрофессиональной, объективной, то есть не оппозиционной и не провластной.

Что же касается ее закрытия, то Полетаев в этом видит не политические причины, а финансовые. Которые не комментирует. И наоборот, политолог Сатпаев полагает, что главной причиной закрытия газеты «Известия - Казахстан» были политические разногласия казахстанской и российской сторон относительно подачи информации. Которая, например, по вопросу стратегии деятельности Таможенного союза, по мнению Сатпаева, была противоречивой.
Андрей Свиридов, журналист и правозащитник. Алматы, 24 сентября 2013 года.

Андрей Свиридов, журналист и правозащитник. Алматы, 24 сентября 2013 года.


Газета «Аргументы и Факты – Казахстан» (казахстанский клон российской газеты «Аргументы и Факты») придерживается в целом провластного направления; и, пока президент Казахстана Нурсултан Назарбаев демонстрирует лояльность по отношению к президенту России Владимиру Путину, эта газета также освещает казахстанские события в положительном свете, говорит местный газетный критик Андрей Свиридов.

Власти Казахстана время от времени признают, что есть определенное отставание на рынке местных масс-медиа. Но такую тревогу в Астане облекают обычно в форму заботы об «информационной безопасности». Например, в минувшую пятницу представитель министерства индустрии и новых технологий Казахстана Галымжан Дугалов заявил, что «ситуация с информационной безопасностью в Казахстане неутешительная». Но Дугалов не стал уточнять, кто угрожает информационной безопасности Казахстана, а главной угрозой этой безопасности назвал «открытость национального информационного пространства и популярность зарубежных СМИ, в том числе интернет-ресурсов, ТВ и печати».

ПОДРАЖАНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЮ «СТАРШЕГО БРАТА»

В плане общественно-политической и международной тематики в Казахстане в основном смотрят российское телевидение, говорит Андрей Свиридов, делая при этом оговорку, что российское телевидение о казахстанских событиях практически не говорит. Профессиональный уровень российского телевидения, по его словам, на несколько ступеней выше казахстанского. Общим для российского и казахстанского телевидения является их провластность, хотя те же российские телеканалы РБК, «Культура», РЕН ТВ Андрей Свиридов относит к разряду независимых. В Казахстане независимых, а тем более оппозиционных телеканалов нет.

Некоторые казахстанские телеканалы пытаются поднять свой рейтинг за счет подражания российским популярным развлекательным программам. По российскому телевидению показывают интересные мелодрамы, захватывающие боевики, исторические реконструкции, довольно качественные современные фильмы, а также ток-шоу на острейшие социальные темы, говорят Азаттыку эксперты. Казахстанское телевидение, по их словам, как может пытается подражать некоторым российским программам.
Сейтказы Матаев, председатель Союза журналистов Казахстана. Алматы, 24 декабря 2012 года.

Сейтказы Матаев, председатель Союза журналистов Казахстана. Алматы, 24 декабря 2012 года.


В связи с популярностью российского телевидения председатель Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев задается вопросом о том, что смотрят казахстанцы под Новый год?

- Все смотрят российские каналы, потому что у них интересней. И в этом отношении у них очень большое влияние в Казахстане, - говорит Матаев.

Российские развлекательные программы, по словам политолога Гульмиры Илеуовой, по своему качеству гораздо выше казахстанских, поэтому казахстанский телезритель предпочитает российскую продукцию.

Российское телевидение в целом лояльно представляет президента Назарбаева, а также его режим. Но в последние примерно пару лет случались отдельные исключения. В прошлом году, например, телеканал «Россия 24» пренебрежительно назвал Казахстан бедной страной со слабой экономикой, в которой парламент ни на что не способен. Некоторые депутаты казахского парламента возмутились этим, но на этом всё и закончилось.

РОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ

Казахстанский сектор Интернета ни в какое сравнение не идет с российским, говорят эксперты. Большинство казахстанцев пользуется крупными коммуникационными порталами российского Интернета Mail.Ru и Yandex.ru. В свою очередь, открыв тот же Mail.Ru, казахстанский пользователь может сразу попасть в популярные социальные сети «Одноклассники» или «Мой Мир». Ничего подобного в казахстанском Интернете сегодня не существует.

Независимые немногие казахстанские сайты в последние годы либо закрыты решением суда, либо заблокированы совсем, либо их можно открыть только с помощью анонимайзеров.
Продавец газет на одной из улиц Астаны.

Продавец газет на одной из улиц Астаны.


Международные новости казахстанские пользователи Интернета, по словам экспертов, получают в основном из таких российских новостных агентств, как «Интерфакс», «Новости». По их «клонам», как «Интерфакс-Казахстан» и «Новости-Казахстан», можно узнать и о казахстанских новостях.

Кроме того, казахстанские пользователи Интернета часто посещают сайты таких российских газет, как «Коммерсант», «Известия», «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и другие, которые эксперты в целом оценивают как провластные.

ПАРАЛЛЕЛИ С БЕЛАРУСЬЮ

Казахстанские филиалы российских СМИ в той или иной мере реализовывают политику Кремля, как это делается во всех постсоветских странах, где работают подобные филиалы, утверждает политолог Досым Сатпаев. Ранее казахстанские власти не раз выражали озабоченность по поводу того, что казахстанские телезрители потребляют в основном зарубежную продукцию. Они, по словам политолога, предпринимали попытки отнять у той же России часть информационного поля.

- Не знаю, как это получится. Я пока не вижу каких-либо серьезных успехов, - говорит Досым Сатпаев.

Засилье российских СМИ может быть в любой момент использовано Кремлем против Акорды в случае резкого ухудшения казахско-российских отношений, говорит политолог. В пример Сатпаев приводит период ухудшения российско-белорусских отношений - публикацию в российских печатных СМИ и даже появление документальных фильмов, в которых дискредитируется образ президента Беларуси Александра Лукашенко.
Досым Сатпаев, политолог. Алматы, 20 ноября 2012 года.

Досым Сатпаев, политолог. Алматы, 20 ноября 2012 года.


- Это является очень серьезной угрозой использования российских СМИ в качестве инструмента давления, - подытожил Досым Сатпаев.

Информационную политику Кремля, для которой еще характерен имперский синдром, понять можно, но принять нельзя, говорит оппозиционный политик Толеген Жукеев.

- Есть вечные интересы, но не может быть вечных друзей. Жизнь меняется, - говорит Жукеев.

Засилье не только российского, но и любого иностранного СМИ, по его словам, не может быть полезным для суверенного государства, даже если эти СМИ положительно освещают происходящие в нем события. Впрочем, в дискуссиях на тему средств массовой информации часто акцент делают на одном, но наиболее важном факторе – регулятором деятельности рынка прессы должна быть все-таки свобода СМИ, их конкуренция между собой.
  • 16x9 Image

    Казис ТОГУЗБАЕВ

    Полковник запаса Казис Тогузбаев после окончания военной службы занялся журналистикой, увлекся фотографированием. Работал в оппозиционных газетах «Сөз» и «Азат», вёл блог на сайте kub.info, где размещал свои фоторепортажи, один из которых - о насильном выселении жителей поселков Бакай и Шанырак близ Алматы.
     
    В январе 2007 года Казис Тогузбаев был награжден премией «Свобода» за вклад в продвижение демократических ценностей в Казахстане. С сентября 2008 года Казис Тогузбаев работает корреспондентом Азаттыка – Казахской редакции Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода».

    Обсудить статьи Казиса Тогузбаева можно в Facebook’е, Твиттере. Казиса Тогузбаева можно найти также в сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир».

В других СМИ

Loading...

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG