Доступность ссылок

Репрессии в Туркменистане продолжаются


Корреспондент Туркменской редакции Азаттыка Сапармамед Непескулиев.

Корреспондент Туркменской редакции Азаттыка Сапармамед Непескулиев.

«Вы — источник проблем, и у вас будут неприятности. Вы рискуете своим будущим и будущим своей семьи». Такие слова или что-то в этом роде — характерны для режимов тех стран, которыми правят так называемые «авторитарные руководители», противостоящие местным независимым журналистам и активистам-правозащитникам.

Целая череда всевозможных неприятностей в последнее время преследует Туркменскую редакцию Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» — Радио «Азатлык». Один из самых последних инцидентов произошел с корреспондентом Туркменской редакции Азаттыка и проекта «Альтернативные новости Туркменистана» (АНТ) 35-летним Сапармамедом Непескулиевым.

Проживающий в городе Балканабат Непескулиев в начале июля отправился собирать информацию для своих репортажей в прибрежный городок Аваза. 7 июля в телефонном разговоре со своей семьей он сообщил, что выезжает из Авазы обратно домой и будет к вечеру. Однако дома так и появился. Родственники сообщили местным органам власти о его пропаже и начали поиски. В конце концов, 28 июля, его сестре в тюрьме в Акдаше, в 30 километрах от Авазы, подтвердили, что Сапармамед Непискулиев находится там по обвинению в незаконном хранении «таблеток, содержащих наркотические вещества».

АНТ связалось с родственниками Непескулиева, которые отрицали какую-либо возможность его причастности к незаконным наркотическим средствам. С конца июля международные правозащитные организации, включая Human Rights Watch (HRW), «Репортеры без границ» (RSF), Amnesty International, и представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович выступают в его защиту с призывом к туркменским властям освободить Непескулиева или по крайней мере предоставить ему адвоката.

После того как стало известно, что Непескулиев находится в тюрьме, АНТ вновь связался с членами его семьи. Некто, представившийся его сестрой, заявил, что Непескулиев был «наркоманом» и что он «регулярно избивал меня и мою мать». АНТ хотел поговорить с матерью Непескулиева, однако «сестра» сообщила, что мать забрали утром в реанимацию. С тех пор, по сообщениям АНТ, он не может выйти на связь с матерью Непескулиева по ее телефонному номеру. Самому же Непескулиеву до сих пор официально не предъявлено никаких обвинений.

Проблемы у Непескулиева начались сразу же после инцидента с внештатным корреспондентом Туркменской редакции Азаттыка Османкулы Халлыевым. Сотрудничающий с редакцией с 2006 года Халлыев в начале июня неожиданно заявил о своем уходе, сославшись на «беспрецедентную кампанию запугивания, развязанную против него властями». Его ешение последовало за вызовом в кабинет начальника Гарашсызлыкского района Лебапской области, где он подвергся «публичному осуждению со стороны представителей местных властей и общественности».

Тем не менее в начале июля Халлыев возобновил свое сотрудничество с Туркменской редакцией Азаттыка. По его словам, притеснения после увольнения не прекратились и, учитывая эти обстоятельства, он предпочел продолжать свою работу.

ИНАЯ ВЕРСИЯ СОБЫТИЙ

Туркменские чиновники редко комментируют такие инциденты, если только у западных СМИ нет каких-то конкретных фактов. Однако появившийся недавно сайт Gundogar-news.com (не путайте с публикующим статьи почти 15 лет веб-сайтом туркменской оппозиции Gundogar.org) предложил иную версию последних событий.

Работники снимают спутниковые антенны с домов в Ашгабате. 26 мая 2015 года.

Работники снимают спутниковые антенны с домов в Ашгабате. 26 мая 2015 года.

1 августа сей новоявленный сайт Gundogar-news.com опубликовал материал, в котором сообщается, что Непескулиев «тайно» сотрудничал с Туркменской редакцией Азаттыка и АНТ. В статье ставится под сомнение компетентность редактора АНТ Руслана Мятиева, о котором говорится, что он «молодой журналист, опыт самостоятельной работы которого не превышает трех-четырех лет».

Далее приводится комментарий, который приписывается бывшему корреспонденту Туркменской редакции Азаттыка, лауреату международной премии в области журналистики имени Дэвида Бурке в 2010 году Аширкули Байрыеву. Сайт процитировал слова Байрыева о том, что такие организации, как «Human Rights Watch», «Репортёры без границ», Amnesty International, «дискредитируют правозащитное движение и институт гражданских активистов перед глазами общественности». Согласно выводам Байрыева, виной тому проект АНТ. Упомянув заявления Непескулиева о том, что несколько лет назад он был отправлен в психиатрическую больницу, Байрыев сказал: «...в Туркменистане каждый день кто-то отстаивает свои личные права в судах, в арбитраже, правоохранительных органах, в частном порядке, и это нормальный процесс жизнедеятельности любой страны».

«Я, например, ни разу не сталкивался с тем, чтобы наши правоохранительные органы, а тем более спецслужбы за это кого-то в психушку сажали», — был процитирован он, добавив, что Непескулиев занимался сбором информации для АНТ «за деньги», и, возможно, и для Туркменской редакции Азаттыка, чтобы не привлекать интереса правоохранительных органов к своему бизнесу контрабанды наркотиков.

Обычно работа на Азаттыке, как правило, привлекает внимание, а вернее сказать — наблюдение туркменских правоохранительных органов. Не совсем ясно, кто спонсирует сайт Gundogar-news.com, но, судя по содержанию сайта, можно предположить, что он создан проправительственными лицами.

НОВОЕ АМПЛУА

В этом году Туркменская редакция Азаттыка писала о распоряжении властей избавиться от спутниковых антенн и о сносе домов в окрестностях Ашгабата. Сайт Gundogar-news.com представил собственную версию на эту тему.

Микрорайон в Ашгабате, идущий под снос.

Микрорайон в Ашгабате, идущий под снос.

На видеоролике о спутниковых антеннах фигурирует еще один бывший корреспондент Туркменской редакции Азаттыка Довлетмурад Язкулиев, который выступает в защиту решения о снятии антенн. В октябре 2011 года Язкулиев, сотрудничавший в то время с редакцией Азатлык, был приговорен к пяти годам лишения свободы по обвинению в доведении до самоубийства свояченицы. Впоследствии он был освобожден по президентской амнистии и вскоре занял должность в государственном учреждении, где остается и по сей день.

На видеоролике Язкулиева — многочисленные изображения с антеннами, заслоняющими фасады и крыши зданий в Ашгабате. Он критикует международные правозащитные организации за их жалобы к туркменскому правительству о вынужденном снятии антенн, но не говорит о том, почему так много людей заинтересованы в спутниковых антеннах, когда правительство предлагает свой пакет кабельного телевидения.

Видеоотчет о сносе домов опровергает сообщения Азаттыка и других о том, что жителей выселяют из их домов, которые затем сносят и не предлагают никакой компенсации. На этом видео запечатлен Байрыев. Он критикует иностранные неправительственные организации и СМИ за распространение «необъективной информации». Байрыев утверждает, что выселенные домовладельцы получают жилища в недавно построенных домах, и хотя показывается видеоряд с ведущимся строительством, а также новый микрорайон, каких-либо интервью с жителями этих новых домов в этом видеоролике нет.

Причина преследования Туркменской редакции Азаттыка кажется вполне очевидной. За месяц сайт набирает 335 500 просмотров, а страница на Facebook'е имеет более 113 500 подписчиков. Растущая популярность приходится на тот период, когда Туркменистан переживает беспрецедентные проблемы с безопасностью вдоль границы с Афганистаном и только начинает ощущать последствия зависимости доходов страны от экспорта природного газа.

С момента обретения независимости туркменские власти прилагали всевозможные усилия для того, чтобы неугодная информация не доходила до туркменской общественности. Сейчас эти старания становятся более интенсивными, так что кампания, по-видимому нацеленная на Туркменскую редакцию Азаттыка, не должна вызывать удивления. Туркменские власти просто придумали некоторые новые приемы в проведении своих столь привычных репрессий.

Перевела с английского Алиса Вальсамаки.

В других СМИ

Loading...

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG