Доступность ссылок

Кухня телевизионной «пропаганды» Кремля против Украины


Президент России Владимир Путин во время "прямой линии" в эфире государственных телеканалов. Москва, 16 апреля 2015 года.

Президент России Владимир Путин во время "прямой линии" в эфире государственных телеканалов. Москва, 16 апреля 2015 года.

Два бывших сотрудника крупнейшей российской государственной медиакомпании раскрыли подробности кремлевских манипуляций новостями об украинском конфликте.

Бывшие сотрудники крупнейшего российского государственного медиахолдинга раскрыли закулисные подробности того, как пропагандистская кампания Кремля сознательно вводит в заблуждение телевизионную аудиторию по поводу конфликта в Украине.

На этой неделе российский сайт Colta.ru опубликовал анонимные свидетельства двух бывших сотрудников своего опыта работы в ВГТРК — ведущем государственном медиахолдинге России, в состав которого входит канал «Россия 1». По их рассказам, власти Кремля диктовали руководству и редакторам ВГТРК, как подавать новости и какие формулировки использовать во время эфира, чтобы дискредитировать Украину.

По словам одного из бывших сотрудников, в пропагандистских целях использовался даже прогноз погоды сразу после аннексии Россией Крыма в марте 2014 года и последовавшей вслед за этим войны между киевскими силовиками и поддерживаемыми Россией сепаратистами, в результате которой, по данным ООН, погибло более 6 400 человек.

Свидетельства двух бывших сотрудников, опубликованные 6 августа на сайте Colta.ru, анонимны и записаны Александром Орловым, бывшим заместителем главного редактора круглосуточного информационного канала ВГТРК «Россия 24». Орлов, уволенный два года назад, по его словам, за поддержку оппозиционного политика Алексея Навального, в настоящее время работает над своей книгой о российском телевидении.

«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КЛУБ»

По словам одного из бывших сотрудников ВГТРК, главный редактор начал настраивать своих подчиненных на конфронтацию с Западом на летучке в феврале 2014 года. Как раз в этот период в результате уличных протестов в Киеве был свергнут союзник Кремля украинский президент Виктор Янукович и к власти пришло прозападное правительство.

«…Главный редактор сказал, что начинается «Холодная война». <…> Он сказал, что наступила эпоха, по сравнению с которой 70—80-е — детский лепет, поэтому те, кто участвовать не хочет, могут найти себе какую-нибудь другую сферу деятельности, вне информационного канала. А все остальные — welcome to the club», — сказал Александру Орлову его собеседник.

По рассказам бывшего сотрудника, топ-менеджмент на летучках в Кремле получал указания о стратегии освещения новостей, после чего расставлялись акценты и всё это по редакционной лестнице спускалось вниз. Уже после того, как Россия аннексировала Крым, требовалось, чтобы о процветании и развитии Крыма было не менее одного сюжета в день.

Сформированное после свержения Виктора Януковича руководство Украины преподносилось государственным телевидением России как «хунта», а его сторонники — как «фашисты» и «бандеровцы» (украинские ультранационалисты), но вместе с тем в зависимости от политической ситуации Кремль иногда сдерживал свою риторику. По словам собеседника Александра Орлова, после того как украинские чиновники и поддерживаемые Россией сепаратисты согласились прекратить огонь в сентябре 2014 года, при освещении конфликта запрещали использовать эти три уничижительных прозвища .

Исследование веб-сайта «Медиалогия», посвященного мониторингу и анализу СМИ, отчасти подтверждает это заявление. Результаты исследования показали, что на некоторое время слово «хунта» в период подписания соглашения о прекращении огня исчезло из новостей шести ведущих телевизионных каналов России. Однако эти слова вновь появились в середине сентября, когда договоренность о прекращении огня потерпела неудачу, а США и Европейский союз расширили санкции против России.

«Потом ситуация откатилась обратно, и все возобновилось», — отметил в интервью собеседник Александра Орлова.

ДИРИЖИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗЫ

Второй бывший сотрудник информационного вещания ВГТРК рассказал Александру Орлову, что редакторов созывали в Кремль на летучку каждую пятницу в полдень, откуда они возвращались со стопкой бумаг примерно сантиметровой толщины, где было расписано, что и как освещать и «кого лучше пригласить в качестве экспертов».

Антивоенный марш российской оппозиции в Москве. 21 сентября 2014 года.

Антивоенный марш российской оппозиции в Москве. 21 сентября 2014 года.

«Мне приносили часть листов из этой папки, я по ней работал как по плану», — заметил собеседник.

Он также добавил, что главный редактор мог решать — показывать ли в эфире «какую-нибудь аварию в Подмосковье», однако когда дело касалось «большой политики, войны и мира», свободы у него не было.

Экс-сотрудник сообщил Александру Орлову, что в прошлом году перед наступлением зимы руководство настаивало на том, чтобы прогнозы погоды для Украины звучали как можно более устрашающе. Это было связано с тем, что Украина в значительной степени зависит от поставок российского газа, которые в прошлом году из-за разногласий по ценам были приостановлены Москвой.

«Есть общая тенденция нагнетать, что они от нас зависят — сейчас мы вам газ не пустим, и вы все замерзнете», — говорит бывший сотрудник.

«УХОДИТЬ НЕКУДА»

Информация собеседников Александра Орлова в основном соответствует описаниям российской государственной медиамашины другими журналистами, которые либо по своей воле оставили рабочее место, либо были уволены после того, как утратили иллюзии по поводу своей работы.

В июне корреспондент прокремлевского телеканала НТВ в Берлине Константин Гольденцвайг сообщил, что увольняется. Это последовало вслед за его интервью немецкому телевидению, в котором он сказал, что президент Владимир Путин поступает «цинично». В своем Facebook’е Гольденцвайг извинился за «участие в пропагандистском безумии».

Первый собеседник Александра Орлова рассказал о том, что многие его бывшие коллеги не были сторонниками медиамиссии Кремля. По его словам, в 2011—2012 годах около 40—50 процентов из них ходили на антиправительственные протесты в Москве несмотря на то, что руководству это «категорически претило».

«Но они не уходили, причины банальные — семьи, кредиты. Плюс все понимали, что уходить некуда», — сказал бывший сотрудник ВГТРК Александру Орлову.

В других СМИ

Loading...

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG