Доступность ссылок

2014-й был годом, когда средства российской пропаганды резко активизировались за пределами России. Внутри страны Кремль убеждает аудиторию поневоле, но за рубежом ставит перед собой задачу запутать людей.

В Одессе 2 мая врач отчаянно пытается спасти пророссийских демонстрантов - более 40 из которых погибнут - в ловушке в доме профсоюзов.

«Как доктор, я поспешил помочь одному из них, которого можно было спасти, но меня остановили проукраинские радикалы-нацисты», - писал он на своей странице в Фейсбуке, используя оскорбительное обращение, которое неустанно повторяют общественные деятели и средства массовой информации в России относительно новых правителей Украины, пришедших к власти после свержения президента Виктора Януковича в феврале. «Один из них грубо отодвинул меня в сторону, пообещав, что скоро мне и другим евреям Одессы предстоит такая же судьба».

Захватывающее описание, но оно фальшивое. «Доктор» из Одессы никогда не существовал. Человек, который опубликовал эту историю, использовал фотографию стоматолога, находящегося в другом месте в тысячах километров. Та страница потом исчезла.

Но несмотря на это, публикация широко распространилась в интернете, попала в ведущие западные СМИ и была использована в авторской статье журналиста Джона Пилгера в газете Guardian.

ГОД ГЛОБАЛЬНЫХ ШАГОВ СМИ КРЕМЛЯ

2014-й стал годом, когда финансируемые Кремлем СМИ начали действовать глобально. В России государственное телевидение нарисовало картину мстительного и безнравственного Запада, опасно посягающего на «историческую» сферу влияния России. Москва расширила вещание СМИ на иностранных языках и создала новое информационное агентство, чтобы вызвать, как некоторые говорят, новую «информационную войну».

Остается неясным, если «доктор» из Одессы является чисто интернетовской фабрикацией или результатом работы растущего числа «интернет троллей», которых финансирует Россия. Но для российских государственных СМИ, которые, похоже, спокойно повторяют интернет-слухи или создают свои, возможно, это без разницы.

В 2014 году постоянный зритель одного из трех главных государственных телеканалов России, возможно, узнал, что украинские солдаты распяли трехлетнего мальчика на площади в городе Славянске, или что строятся нацистские концлагеря для того, чтобы держать русскоговорящих на востоке Украины, или что высокопоставленные украинские чиновники находятся в сговоре с сатанистами.

Суворовцы слушают послание президента России Владимира Путина. Екатеринбург, 4 декабря 2014 года.

Суворовцы слушают послание президента России Владимира Путина. Екатеринбург, 4 декабря 2014 года.

Эти истории сфабрикованы, но приблизительно 50 процентов русских среди почти 94 процентов, кто узнаёт новости из телевидения, говорят, что доверяют государственному телевидению больше, чем какому-либо другому источнику. Так говорится в результатах опроса центра «Левада» в начале этого года.

Андрей Кондрашов, ведущий российского государственного телеканала «Россия», выразил свою гордость Русской редакции Азаттыка, когда объяснял роль государственного СМИ в слиянии журналистики и официальной трактовки событий. «Я бы не стал делать резкой границы между этими двумя понятиями, потому что в век, когда существует реальное противостояние двух систем, двух разных цивилизаций, никто совершенно не собирается отделять одно от другого, потому что все превращается в единое целое. Сейчас любая пропаганда в медиа – это и есть, собственно, журналистика», - сказал Кондрашов.

НУЖНО ЛИ ПРОТИВОСТОЯТЬ ДЕЗИНФОРМАЦИИ?

Официальная трактовка изложений событий долгое время доминировала внутри страны, но так как отношения между Россией и Западом достигли наихудшего кризиса со времен распада Советского Союза, Москва теперь проявила интерес к увеличению вещания и на Западе. В ноябре главный пропагандист страны Дмитрий Киселев запустил новостное агентство «Спутник». Это тот самый Киселев, который в начале этого года сказал в эфире, что Россия является единственной страной в мире, которая может превратить США в «радиоактивную пыль». По его словам, «Спутник» будет транслироваться на 30 языках в 34 странах к концу 2015 года.

Лиз Уол, корреспондент российского телеканала RT в Вашингтоне.

Лиз Уол, корреспондент российского телеканала RT в Вашингтоне.

Бюджет прокремлевского международного телеканала RT, ранее известного как Russia Today, увеличится до 15,38 миллиарда рублей (приблизительно 280 миллионов долларов США) в следующем году.

Эти СМИ не стремятся «убедить или уговорить, но будут держать зрителя отвлеченным, пассивным и параноидным, а не агитировать его к действию», говорят Питер Померанцев и Майкл Вайс в своем докладе «Угроза нереальности», подготовленным для Принстонского университета в Нью-Джерси.

Некоторые задаются вопросом о том, насколько эффективными являются усердия Кремля за рубежом. «Я думаю, что люди, которые называют это реальной опасностью, - паникеры», - говорит Кевин Ротрок, главный редактор издания «Эхо Рунета».

Аналитики Питер Померанцев и Майкл Вайс призывают создать крупную, координированную стратегию, которая включала бы в себя «устав о дезинформации» и «редакторов против дезинформации» для того, чтобы выразить несогласие, как они называют, с «милитаризацией информации» Кремлем. «Перед нами возникла проблема, с которой мы прежде не сталкивались. И я вынужден сказать, что режим Путина и его суррогаты стали невероятно искусными мастерами в этой игре», - говорит Майкл Вайс.

В других СМИ

Loading...

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG