Доступность ссылок

Прочитано и исчезло: как переписывается украинский кризис


Самоходная установка системы противовоздушной обороны «Бук» на параде в Москве. 9 мая 2013 года.

Самоходная установка системы противовоздушной обороны «Бук» на параде в Москве. 9 мая 2013 года.

Получить объективную картину происходящего в Украине – задача не из простых, и она вдобавок ко всему усложняется еще и тем, что появляющаяся в Интернете информация может в любой момент просто-напросто исчезнуть.

Знание того, как и когда сделать скриншот, неожиданно стало одним из главных навыков в журналистике.

В полдень 23 июля российский военнослужащий Вадим Григорьев разместил на свой страничке в социальной сети «ВКонтакте» пару фотографий артиллерийских орудий и использованных боеприпасов, сопроводив одну из них подписью: «Всю ночь долбили по Украине». Однако всего несколько часов спустя запись и оригиналы фотографий словно канули в Лету, и искавшим это сообщение оставалось довольствоваться только сохраненной копией скриншота его странички.

Разобраться в бесконечной полемике о том, кто и что сказал об украинском кризисе, в условиях интенсивной и скоординированной дезинформационной кампании крайне сложно. Но еще сложнее это делать в эпоху Интернета, когда информация то появляется, то исчезает, то потом появляется вновь.

Подобных случаев с исчезновением страничек и сообщений – немало.

Пророссийские блогеры и кремлевский телеканал Russia Today сообщили о том, что Русская служба британской вещательной корпорации BBC удалила со своего сайта репортаж о крушении самолёта авиакомпании Malaysia Airlines на востоке Украины. Телеканалом RT были озвучены предположения, что репортаж мог подвергнуться цензуре со стороны лондонского руководства BBC, которое, в свою очередь, объяснило причины удаления материала «неполным соответствием редакционным стандартам».

«Поэтому мы сейчас дорабатываем материал – с тем чтобы он полностью соответствовал редакционным стандартам BBC. И, конечно, мы сообщим, как только репортаж будет вновь опубликован», - было сказано в заявлении.

В сохранившемся на YouTube репортаже BBC несколько местных жителей рассказывают корреспонденту, что они видели военный самолет летающим вокруг злополучного пассажирского лайнера незадолго до взрыва. Украинское правительство отрицает, что в этом районе были какие-либо военные самолеты.

БЫСТРОИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ ФАКТЫ

21 июля министерство обороны России заявило, что украинский штурмовик Су-25 следовал за малайзийским лайнером и мог его сбить. Как сообщает украинское посольство в Вашингтоне, после этого заявления кто-то отредактировал статью в Википедии о Су-25, изменив высоту его боевого применения с семи тысяч до 10 тысяч метров.

Почти сразу же после заявления министерства обороны эксперты стали указывать на то, что Су-25 предназначен только для поддержки сухопутных войск. Депутат Госдумы Дмитрий Гудков в своем твите сообщил, что общался с Героем России летчиком-испытателем Сергеем Нефедовым, который назвал версию министерства «полной ахинеей».

Практика правок статей в «Википедии» стала столь обыденной, что в начале этого месяца в Twitter’е были созданы странички для отслеживания этих так называемых госправок, которые поступают с российских и украинских IP-адресов.

А БЫЛ ЛИ «БУК»?

В последние дни по большей части из Интернета исчезала информация, касающаяся того, владеют ли пророссийские сепаратисты в Восточной Украине зенитным ракетным комплексом «Бук», которым, как считают многие эксперты, был сбит малайзийский самолет. За несколько дней до инцидента сепаратисты сообщали о том, что у них есть «Бук» – и это широко освещалась российскими СМИ, – при помощи которого они контролируют небо над Донецком и Луганском.

Подобные сообщения пресс-службы самопровозглашенной Донецкой народной республики в Twitter’е сегодня существуют только в виде сохранённых скриншотов.

Российский телеканал LifeNews, который, как считается, имеет тесные связи с российскими спецслужбами, убрал со своего сайта репортаж от 17 июля, в котором сообщалось, что сепаратисты сбили ракетой украинский военный самолет Ан-26. Однако, когда стало ясно, что это был пассажирский самолет, телеканал сообщил, что его сбили украинские военно-воздушные силы и что сепаратисты не имеют зенитных комплексов «Бук».

Командир пророссийских сепаратистов так называемой ДНР Игорь Стрелков проводит пресс-конференцию. Донецк, 10 июля 2014 года.

Командир пророссийских сепаратистов так называемой ДНР Игорь Стрелков проводит пресс-конференцию. Донецк, 10 июля 2014 года.

«Министр обороны» так называемой ДНР Игорь Гиркин, известный как Игорь Стрелков, удалил несколько сообщений со своей странички в соцсети «ВКонтакте», в том числе написанное 17 июля:

«В районе Тореза только что сбили самолет, вроде бы Ан-26».

Сайт Института современной России Interpreter Magazine, который отслеживает события в Украине, сообщил, что 16 июля некий Дмитрий Тлюстангелов разместил на своей страничке в сети «ВКонтакте» видео, на котором виден обстрел территории Украины из установок «Град», находящихся недалеко от деревни Гуково на территории России.

Как сообщило издание, к концу дня оказалось, что страница Тлюстангелова удалена. Однако кем была удалена страница, им самим или администрацией сайта, – неизвестно.

Российский телеканал Russia Today также известен удалением собственной информации. 13 июля RT показал эпизод скандальной программы Truthseeker («Правдоискатель»), в котором звучали заявления о «геноциде» со стороны украинских военных в восточной части страны.

Исходя из одного из скриншотов, в программе вещалось о «злодеяниях» украинских правительственных войск в деревне Сауровка. Однако через два дня после выхода сюжета в эфир программа была удалена с сайта, а в Twitter’е объяснили, что данное решение было принято из-за содержавшейся в сюжете «непроверенной информации».

В подготовке материала участвовали Роберт Коалсон и Алиса Вальсамаки.

В других СМИ

Loading...

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG