Доступность ссылок

Журналисты России отказываются от пропаганды


Участники акции против итогов парламентских выборов. Москва, Болотная площадь 17 декабря 2011 года.

Участники акции против итогов парламентских выборов. Москва, Болотная площадь 17 декабря 2011 года.

Массовые акции протеста в России сигнализируют, возможно, о конце пропаганды под видом телевизионных новостей. Хотя эксперты утверждают, что Путин еще не утратил контроль над прессой.


В стране, где в теленовостях уже давно доминируют ежедневные подробные отчеты о действиях правящего дуэта, телезрители вдруг увидели проходившие в Москве массовые акции протеста, на которые собралось более 50 тысяч человек, требовавших перевыборы. Кажется, что-то изменилось с тех пор, как Путин пришел к власти в 2000 году и сделал российские телевизионные новости до крайности стерильными.

Когда тысячи людей после парламентских выборов собрались в Москве, государственное телевидение не сказало об этом ни слова, так же как и об аресте лидеров оппозиции. Телевидение проигнорировало аресты более 500 человек в Москве на другом митинге.

СМЕНА НАСТРОЕНИЯ НАРОДА

Обозреватель газеты «Коммерсант» Арина Бородина в беседе с Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» говорит, что телевидение в эти дни реагировало по-разному: «Если в начале недели это был удел небольших каналов, сетевых, нишевых, спутниковых, кабельных, то о том, что происходило в Москве на следующий день после выборов (акции протеста), – об этом очень подробно говорили прежде всего на телеканале „Дождь“.
Арина Бородина, обозреватель газеты "Коммерсант".

Арина Бородина, обозреватель газеты "Коммерсант".


И недаром за эти дни его цитируемость резко выросла. Потому что федеральные каналы – НТВ, Первый, „Россия“ фактически наглухо молчали 5 и 6 декабря». Арина Бородина подчеркивает, что об акции протеста на Чистых прудах НТВ сообщил в позднем выпуске, уравновесив сюжет, который длился несколько секунд, митингами о коммунистах и „Единой России“. «Просто был тотальный запрет на любую информацию, которая касалась санкционированных и несанкционированных акций в центре Москвы», - говорит обозреватель влиятельной газеты.

Журналисты на государственных каналах начали высказываться, а один из телеведущих НТВ публично объявил, что он отказывается читать новости, если не будет новостей об акции протеста. Также были сообщения журналистов, отказывающихся ставить свои имена под новостными пакетами о пропутинских митингах. Но самое главное – в Кремле поняли, что с таким большим количеством обсуждений митингов онлайн-телевидение выглядело бы смешно, если бы не осветило это.

ИНОСКАЗАТЕЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ

Один из российских государственных телеканалов быстро воспользовался тем, что американская телевизионная станция по ошибке показала кадры волнений в Афинах, рассказывая о довольно спокойных и сдержанных протестах в центре Москвы.
Для многих россиян, особенно для тех, кто живет в далеких городах и имеет доступ лишь к трем государственным телеканалам, это было первое, что они увидели, а возможно, и услышали о протестах, о которых в России практически ничего не сообщалось, считает агентство Рейтер.

Редакторы использовали один из старых и проверенных ходов, чтобы отвести от себя угрозу возмездия за репортажи о неудобных с политической точки зрения фактах. Вместо того чтобы сообщить саму новость, они сообщили о том, как события в России освещают иностранцы.

Таким ходом они убили двух зайцев. Сообщив об открытом проявлении несогласия в столице, они польстили той идее, которую продвигает сам Путин: враг Москвы со времен холодной войны поощряет протесты и сгущает краски, рассказывая о них.
Иносказательный репортаж дает представление о том, какому давлению подвергаются контролируемые государством средства массовой информации, несмотря на некоторые признаки того, что в новостных редакциях новостей возрождается независимость.

ПУТИН НЕ УТРАТИЛ КОНТРОЛЬ НАД ПРЕССОЙ

Протесты в итоге даже получили публичное одобрение со стороны Путина и Медведева, которые назвали их демонстрацией гражданских прав в России.
Похоже, что Кремль готов идти на риск, который заключается в том, что освещение событий приведет к более многочисленной демонстрации 24 декабря, когда в Москве запланирована очередная акция протеста.
«Каналам придется и дальше освещать протесты, поскольку они уже начали их показывать, но Путин не утратил контроль над СМИ», – говорит политолог и бывший кремлевский советник Глеб Павловский.
Российское телевидение освещает ход событий довольно сдержанно. Оно избегает прямой критики в адрес Путина, и одно важное табу остается в силе: причина, по которой начались эти протесты.
Президент России Дмитрий Медведев на пресс-конференции в Москве, 19 декабря 2011 года.

Президент России Дмитрий Медведев на пресс-конференции в Москве, 19 декабря 2011 года.


«На протяжении многих лет наблюдается негласное соглашение между правительством и телевизионными станциями о том, что они могут и не могут показывать. Но так как всё больше и больше людей имеют доступ к Интернету, это не работает», – говорит Тина Канделаки, одна из самых известных в России телевизионных ведущих, которая на выборах публично поддержала «Единую Россию» и президента Дмитрия Медведева.

«Администрация президента сейчас очень плотно следит за всем, что выходит по поводу и итогов выборов, и освещения митингов. Более того, уже в воскресенье были совещания в Кремле, и за те сюжеты, которые вышли в эфир на федеральных каналах, комплементарных отзывов из администрации на каналах не услышали, насколько мне известно», - утверждает Арина Бородина.

ОСКАЛ ЦЕНЗУРЫ

Некоторые эксперты говорят, что негласную цензуру пока никто не отменял. «Мы все прекрасно знаем, что у нас существуют запретные имена, запретные темы, прежде всего на телевизионных каналах, в государственных средствах массовой информации, в живущих в очень тяжелых финансовых условиях региональных средствах массовой информации, где локальные губернаторы практически являются главными редакторами этих средств массовой информации. Это факт», - говорит профессор Московского государственного института международных отношений (МГИМО) Сергей Грызунов.

Эта участь постигла Андрея Галиева, генерального директора компании «Коммерсант-Холдинг», который был отправлен в отставку 12 декабря владельцем издательского дома (ИД) «Коммерсант» Алишером Усмановым, а также – главного редактора журнала «Коммерсант-Власть» Максима Ковальского. Вслед за этим подали в отставку и генеральный директор ИД Демьян Кудрявцев, и заместитель главного редактора журнала «Коммерсант-Власть» Вероника Куцылло.

Причиной такого массового исхода топ-менеджмента из издательского дома «Коммерсант» стал 49-й номер журнала «Коммерсант-Власть». По словам Усманова, некоторые материалы номера «граничат с мелким хулиганством». Тему номера, озаглавленную «Победа Единовбросов», на обложке иллюстрирует Владимир Путин, заглядывающий в избирательную урну. Значительная часть материалов этого номера журнала посвящена акциям оппозиции на Чистых прудах, на Триумфальной площади, репортажу и фоторепортажу из ряда европейских столиц, в которых также прошли акции протеста против итогов выборов в Госдуму России.

В опубликованном в Интернете открытом письме журналисты «Коммерсанта» рассматривают решение руководства холдинга как акцию запугивания, направленную на то, чтобы не допустить никакого критического высказывания в адрес Путина.
Главный акционер издательского дома «Коммерсант» Алишер Усманов опроверг заявления о преследовании журналистов холдинга по политическим мотивам, подчеркнув, что они и впредь будут высказывать свою позицию, но только в корректной форме.

ЭТО РЕЗУЛЬТАТ „ПУТИНСКОГО РЕЖИМА“

Раф Шакиров, бывший главный редактор «Коммерсанта», «Известий» и издания «Газета», заявил в радиопрограмме «Грани времени» Радио «Свобода»:

«Думаю, что если раньше такая история была бы одной из главных в телевизионных новостях, вы знаете, что, безусловно, я думаю, что на прежнем НТВ мы бы об этом узнали и услышали бы комментарии заинтересованных сторон, и это было бы, безусловно, темой публичного обсуждения. И как раз нынешнее состояние средств массовой информации и журналистской солидарности характеризуется тем, что как раз эта тема не станет, к сожалению великому, предметом даже для новостей. Что касается солидарности, каждый проявил по-своему. Увы, наверное, гражданское общество пока созрело для Болотной, а до того, чтобы защищали телевидение, пока нет».
Премьер-министр России Владимир Путин отвечает на вопросы во время телевизионного прямого эфира. Москва, 15 декабря 2011 года.

Премьер-министр России Владимир Путин отвечает на вопросы во время телевизионного прямого эфира. Москва, 15 декабря 2011 года.


Во время традиционной, десятой по счету прямой линии с Владимиром Путиным, прошедшей в прямом эфире государственных теле- и радиоканалов 15 декабря, премьер-министр России прокомментировал события последних дней так:

«То, что люди высказывают свою точку зрения по поводу процессов, происходящих в стране – и в сфере экономики, и в социальной сфере, и в политической, – абсолютно нормальные вещи. До тех пор, пока все действуют в рамках закона, безусловно. Я рассчитываю на то, что так оно и будет. Я действительно видел на экранах телевизоров людей, молодых – в основном молодые люди, активные, со своей позицией, которые ясно и четко формулируют. Меня это радует. И если это результат „путинского режима“, то это хорошо».

Политологи говорят о том, что это выступление Владимира Путина можно считать началом его предвыборной президентской кампании. Журналист газеты «Коммерсант» Олег Кашин полагает, что такое начало вряд ли можно считать удачным:
«Организаторы митинга 24 декабря на проспекте Сахарова объявили конкурс видеороликов, в котором известные люди зазывают на этот митинг.

Сегодня Владимир Путин победил в этом конкурсе. Ролик получился, наверное, слишком длинным, но наиболее удачным. Это было лучшее, что можно сделать для того, чтобы на проспекте Сахарова собралось больше народу, чем на Болотной площади. Сегодня он, как мне кажется, совершил собственное красивое политическое самосожжение».

В других СМИ

Loading...

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG