Доступность ссылок

Казахстанские официальные СМИ о Майдане


Участники антиправительственных протестов стоят на баррикадах. Киев, 27 января 2014 года.

Участники антиправительственных протестов стоят на баррикадах. Киев, 27 января 2014 года.

Казахстанские официальные СМИ к освещению украинских событий 2004 и 2014 годов подходят по-разному. Эксперты считают, что сегодня «казахстанские власти сами не заинтересованы в односторонней негативной оценке».


Освещая антиправительственные акции протеста в поддержку интеграции с Европейским союзом, продолжающиеся на Майдане в Киеве с ноября прошлого года, казахстанские официальные средства массовой информации ограничиваются краткими новостями и общей характеристикой событий. Однако в этот раз, в отличие от освещения «оранжевой революции» 2004 года, в казахстанских СМИ реже встречаются материалы «обличительного» характера, которые преподносят события в негативном свете.

Газеты «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» вместе с информацией, распространенной официальной властью Украины, несколько раз давали ссылки на Азаттык и источники в социальных сетях, которые передавали информацию напрямую с места событий на Майдане.
Баннер на Майдане Незалежности в Киеве.

Баннер на Майдане Незалежности в Киеве.


Национальный канал «Казахстан», «31 канал», «7 канал» несколько раз останавливались на событиях на Майдане и представили мнения двух противоборствующих сторон. Похожую информацию 21 января повторил также канал КТК. Риторика КТК в отношении «провокаций Запада, прикрывающегося демократией» в этот раз прозвучала вяло. Канал лишь отметил, что «оппозиция и страны Запада назвали новые законы Украины репрессивными, хотя все они буквально списаны с законодательств Германии, Франции и США».

Между тем агентство «Хабар» расценило закон, который ужесточает правила проведения собраний и принятие которого стало причиной очередной волны протестов в Киеве, как «ограничение свободы слова и проведения шествий». В новостях телеканала говорится о том, что 16 января президент Виктор Янукович подписал закон, ограничивающий свободу слова и проведение шествий, что привело к обострению ситуации в Киеве.

«КАЗАХСТАНСКИЙ ОППОЗИЦИОННЫЙ ОТРЯД»

Казахстанские официальные средства массовой информации во время «Оранжевой революции» в Украине осенью 2004 года проявляли себя совершенно иначе. Официальные СМИ на казахском и русском языках распространяли информационно-аналитические материалы, которые носила критический характер в адрес «нелепых» действий оппозиции, возглавляемой Виктором Ющенко, сомневающейся в победе Виктора Януковича и требовавшей проведения справделивых выборов.

«По мнению украинской оппозиции, их победа – это демократия, победа других – это подавление демократии», - писала в ноябре 2004 года газета «Егемен Қазақстан». Газета «Казахстанская правда» также писала о том, что Украина в глубоком политическом кризисе и стоит перед гражданской войной.
Кандидат в президенты Украины Виктор Ющенко и его политический соратник Юлия Тимошенко поют гимн Украины на Майдане Незалежности. Киев, 29 ноября 2004 года.

Кандидат в президенты Украины Виктор Ющенко и его политический соратник Юлия Тимошенко поют гимн Украины на Майдане Незалежности. Киев, 29 ноября 2004 года.


Газета «Жас қазақ» в первом же номере в январе 2005 года с «конспирологических» позиций расписала то, «какой урок может извлечь казахская оппозиция» из событий в Украине.

«Суть данного плана в том, как радикальная оппозиция намерена сместить власти при помощи денег. Если для победы Ющенко было потрачено 60 миллионов долларов, в условиях Казахстана достаточно будет 15-20 миллионов долларов, ведут подсчеты в лагере оппозиции. Основная часть денег должна быть потрачена для ежедневных выплат людям, которые в течение нескольких дней будут выходить на площадь и требовать ухода властей», - писала газета.

Мысль о конспирологической теории по поводу «возможного применения» обкатанных на Майдане политических технологий в Алматы и Астане «Жас қазақ» продолжила таким образом:

«Похоже на то, что сейчас создаются тысячные, сотенные, десятичные отряды. После завершения всех подготовительных работ по приказу оппозиционных вождей десятитысячники оповестят тысячников, они - сотников, сотники – десятников. Таким образом, в течение всего лишь трех-четырех дней со всех регионов Казахстана в Астане и Алматы соберутся сотни тысяч человек. Если этот народ в течение десяти дней будет стоять на площади и провозглашать лозунги, то нервная система властей не выдержит».

«ВЛАСТИ САМИ НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ»

В 2004 году эта «версия» газеты «Жас қазақ» нашла отражение во многих казахстанских СМИ. Во многих случаях статьи с подобным содержанием напоминали информационную войну, объявленную Виктору Ющенко российскими СМИ, которые поддерживались Кремлем. Однако похоже на то, что по прошествии 10 лет официальные СМИ перешли к тому, что стали вяло освещать политические события в Украине.

Корреспондент Азаттыка обратился к ряду журналистов и экспертов в попытках выяснить, с чем связано то, что официальные средства массовой информации Казахстана в этот раз изменили свою риторику в отношении политических событий в Украине и стали придерживаться более нейтральной позиции.
Касым Аманжолулы, журналист и гражданский активист.

Касым Аманжолулы, журналист и гражданский активист.


По мнению журналиста и гражданского активиста Касыма Аманжолулы, казахстанские официальные СМИ стараются специально обходить вниманием события в Киеве. К тому же начавшаяся «кампания по поддержке послания» президента Нурсултана Назарбаева, наверное, не дает возможности глубже проанализировать тему событий в Киеве.

Политик Толеген Жукеев не сомневается в том, что официальные СМИ действуют по указке властей.

Директор Центрально-Азиатского фонда развития демократии, политолог Толганай Умбеталиева считает, что казахстанские официальные масс-медиа события в Украине не преподносят в негативном свете и стараются передавать информацию о ситуации очень кратко и конкретно не из-за стремления к «нейтральности». Причина, на ее взгляд, в том, что распространение какой-либо подробной информации о событиях в Украине ясно бы показало стремление Киева быть поближе к Брюсселю, нежели к Москве. Астана воздерживается этого, считает она.

- В 2004 году президент Казахстана открыто поддержал и Януковича, и позицию России. К тому же в 2004 году ситуация с демократией в постсоветских странах подверглась критике Запада, наблюдался рост различных переворотов. С этой позиции, Казахстан, конечно, поддержал Россию, в соответствии с этим распространялась информация и официальных СМИ, - говорит Толганай Умбеталиева.

По мнению политолога, на появление спустя девять лет в информационном пространстве Казахстана и России разной информации по поводу событий в Украине повлияли и противоречия, возникшие между Астаной и Москвой.
Толганай Умтеталиева, директор Центрально-Азиатского фонда развития демократии.

Толганай Умтеталиева, директор Центрально-Азиатского фонда развития демократии.


- В 2015 году Таможенный союз должен стать Евразийским союзом. Однако мы видим, что появились силы, которые настроены против позиции руководства страны. Похоже на то, что само руководство страны еще не может принять окончательного решения в отношении Евразийского союза. Несмотря на то, что пока союз называют экономическим, неизвестно, как будет дальше. Поэтому, скорее всего, власти Казахстана сами не заинтересованы в том, чтобы давать одностороннюю оценку ситуации в Украине и поддерживать Россию в ее симпатиях Януковичу, - говорит Толганай Умбеталиева.

Демонстрации сторонников в поддержку политической и экономической интеграции с Европейским союзом продолжаются в Украине на протяжении двух месяцев. Причиной последнего обострения протестов стал принятый парламентом и одобренный президентом закон, ограничивающий свободу слова, предусматривающий санкции в отношении оппозиционных депутатов, запрет на проведение шествий. 28 января по требованию оппозиционных сил парламент Украины аннулировал девять из 12 законов, которые были подвергнуты критике как законы, ограничивающие гражданские свободы.
  • 16x9 Image

    Асылхан МАМАШУЛЫ

    Асылхан Мамашулы является репортёром Азаттыка  в Алматинском бюро, пишет, в основном, на политические темы. Родился в апреле 1973 года. В 1994 году окончил Кызылординский педагогический институт имени Коркыта-ата. В 1997-2000 годах учился в аспирантуре Казахского национального университета имени Аль-Фараби.

    Работал в издательстве «Казахская энциклопедия», в газете «Ана тілі» и в центре ABDI-Press. С 2011 года работает в Азаттыке.

В других СМИ

Loading...

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG