Доступность ссылок

«Зачистка» в «Казправде» в мае 1994 года


Коллективная фотография редакции газеты «Казахстанская правда» с президентом Нурсултаном Назарбаевым, опубликованная 11 ноября 1993 года.

Коллективная фотография редакции газеты «Казахстанская правда» с президентом Нурсултаном Назарбаевым, опубликованная 11 ноября 1993 года.

В мае 1994 года Вячеслав Срыбных неожиданно был снят с должности главного редактора главной официальной газеты «Казахстанская правда». Случился скандал, какого в истории независимого Казахстана еще не было.

Редакторы «главной» газеты страны, «Казахстанской правды», как правило, последовательно проводили провластную редакционную политику. Однако после неудавшегося путча в СССР произошло исключение из правил — главный редактор Вячеслав Срыбных позволял себе в тот период «допустимую вольнонравность». Редакцию «Казправды» как-то посетил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, он высказал комплименты в адрес редакции, но вскоре Вячеслав Срыбных был снят с должности. В знак солидарности с ним тогда уволились и многие члены редакционной коллегии.

Бытует мнение, что тогда из редакции газеты вышибли дух вольности. Однако некоторые наблюдатели говорят, что просто «выполнившего свою миссию» редактора поменяли на более покладистого. «Зачистке» предшествовали дискуссии «Казахстанской правды» с некоторыми казахоязычными газетами, в том числе с другой главной государственной газетой — «Егемен Казахстан». Такой диспут на повышенных тонах между двумя главными официальными газетами трудно представить сейчас, спустя более чем 20 лет.

ФОТО С НАЗАРБАЕВЫМ

Тамара Калеева, ныне руководитель прессозащитной организации «Адил соз», а в то время корреспондент «Казправды», со смешанными чувствами показывает репортеру Азаттыка сделанную в ноябре 1993 года фотографию с изображением коллектива редакции «Казахстанской правды» совместно с президентом Нурсултаном Назарбаевым. В первый раз эта фотография 11 ноября того года была опубликована на первой полосе газеты в статье под названием «Мы — с президентом. А он — с нами. И признаёт наше право — сомневаться, критиковать, предлагать…». На фотографии журналисты и редакционная коллегия газеты во главе с главным редактором Вячеславом Срыбных (шестой справа); есть там и Тамара Калеева (четвертая слева).

Коллективная фотография редакции газеты «Казахстанская правда» с президентом Нурсултаном Назарбаевым, опубликованная 11 ноября 1993 года.

Коллективная фотография редакции газеты «Казахстанская правда» с президентом Нурсултаном Назарбаевым, опубликованная 11 ноября 1993 года.

«Мы не всегда одинаково мыслим, журналисты газеты не всегда принимают „на ура“ указы Президента и постановления правительства — все это закономерно, ибо это называется жизнью», — подчеркивает «Казправда» свою политику.

Во второй раз эта же фотография вышла в свет через полгода, 18 мая 1994 года, — и уже лишь в виде самиздатовской листовки под названием «Мы хотим жить и работать в правовом государстве». В этом заявлении говорится, что возможное смещение главного редактора Вячеслава Срыбных многие связывают «с массированными нападками в адрес газеты со стороны некоторых средств массовой информации и возможным давлением на Президента». В конце заявления выражается надежда на заступничество со стороны Назарбаева.

В самой же «Казахстанской правде», вышедшей в тот же день, 18 мая, было всё как обычно — за одним исключением: в нижнем правом углу первой полосы было размещено сообщение: «Средства массовой информации сообщили о предстоящем смещении редактора газеты „Казахстанская правда“. В ответ на телефонные звонки читателей редколлегия газеты считает необходимым уточнить ситуацию. Редактор газеты получил от Президента приглашение на работу в его пресс-службу. По этому поводу состоялось собрание коллектива редакции, на котором было высказано единогласное мнение: смена редактора газеты на данном этапе нецелесообразна и принесет ей большой ущерб. Это мнение в качестве одного из учредителей газеты — коллектива редакции — решено довести до Президента Н. Назарбаева».

Сообщение в газете «Казахстанская правда» под рубрикой «Когда верстался номер», опубликованное 18 мая 1994 года.

Сообщение в газете «Казахстанская правда» под рубрикой «Когда верстался номер», опубликованное 18 мая 1994 года.

Этот номер газеты вышел в среду, 18 мая 1994 года, и был подписан в печать Вячеславом Срыбных. В следующем номере газеты, вышедшем в пятницу, 20 мая, главным редактором значился уже Григорий Дильдяев.

В качестве представителя высшей власти в «Казправду» прибыл тогдашний первый заместитель премьер-министра Акежан Кажегельдин, который представил коллективу Григория Дильдяева в качестве нового главного редактора. Попытка поговорить с ним на равных — по праву соучредителя газеты — не удалась, вспоминает Тамара Калеева. Кажегельдин, по ее словам, сравнил ситуацию с тем, что основной собственник, например, имеет право передвинуть стоявшую на редакторском столе пепельницу с одного места на другое.

— «Значит, мы в этой пепельнице всего лишь окурки», — сыронизировал тогда Рашид Гарипов [член редколлегии], — говорит Калеева о заключительной части визита Кажегельдина в редакцию.

«ТАНКИ» И ШЕРХАН МУРТАЗА

После коллективного фото с президентом Казахстана могло показаться, что у редакции «Казахстанской правды» если и не появился политический карт-бланш, то она хотя бы еще год протянет без особых проблем. Тем более что позже были некоторые обнадеживающие признаки. Так, 22 января 1994 года на первой полосе газеты было опубликовано интервью, которое ее главный редактор Вячеслав Срыбных взял у президента Нурсултана Назарбаева. Интервью было украшено фотографией беседующих Назарбаева и Срыбных.

Но руководству газеты всё труднее было делать вид, что не замечает обострения ситуации вокруг нее, критику, в частности, в частной газете «Казахская правда». Вячеслав Срыбных откликнулся на критику статьей под названием «Давление „сбоку“» («Откровенный разговор с читателем»), опубликованной 4 марта 1994 года. В ней Срыбных отрицает «давление сверху» на редакцию и вместе с тем утверждает о существовании давления «сбоку» — со стороны «некоторых непримиримых читателей».

Журналист и историк прессы Андрей Свиридов считает, что Вячеслав Срыбных стал жертвой ударов как со стороны демократических сил, так и со стороны тогдашних «национал-патриотов», а также сторонников авторитарного режима, контуры которого в то время приобретали всё более отчетливые очертания.

Демократические силы в то время критиковали руководство «Казахстанской правды» за недостаточно последовательную, по их мнению, демократическую редакционную политику. Нападкам «Казправда» подвергалась со стороны так называемых национал-патриотов, крайним представителем которых тогда был издатель и редактор газеты «Казахская правда» Алдан Аимбетов (ныне покойный), обвинявший редакцию «Казправды» прежде всего в ее якобы антиказахской направленности.

Но самой опасной — для существования тогдашнего руководства «Казправды» — была критика со стороны руководителей некоторых государственных массмедиа, которые считали ее редакционную политику подрывающей основы государственного строительства, считает Свиридов. Наиболее показательной в этом плане является, по его мнению, полемика, разгоревшаяся в феврале 1993 года между газетой и Шерханом Муртазой, тогдашним председателем телерадиокомпании Казахстана. Газета считала, что Муртаза попытался учинить разгром руководства демократически ориентированной Карагандинской областной телерадиокомпании, которую тогда возглавлял Бахытжан Мукушев (ныне покойный). Муртаза придерживался иного мнения.

Фрагмент статьи Виктора Дика «Верните „танки“, Муртаза!», опубликованной в газете «Казахстанская правда» 11 февраля 1993 года.

Фрагмент статьи Виктора Дика «Верните „танки“, Муртаза!», опубликованной в газете «Казахстанская правда» 11 февраля 1993 года.

О накале той полемики можно судить по заголовкам. Так, «Казахстанская правда» 11 февраля 1993 года опубликовала статью своего корреспондента Виктора Дика под названием «Верните „танки“, Муртаза!». Применяя военную терминологию, Виктор Дик тогда писал: «На мой взгляд, ситуация сродни уже известным: утром проснулись, а в городе танки», проводя при этом аналогию с подавлением Советским Союзом — с применением танков — демократического движения в Чехословакии и еще ранее в Венгрии. В последующем «группа Мукушева» была все-таки уволена.

В ответ на статью Виктора Дика Шерхан Муртаза написал статью «Верните правду, „Казправда“!», которую «Казахстанская правда» 27 февраля разместила у себя. В ней он карагандинских и алматинских сторонников Мукушева называет «крикливой кучкой», «пытающейся выдавать себя за единственных носителей демократии». Он отмел политическую подоплеку отстранения Мукушева с занимаемой должности, называя конфликт всего лишь «трудовым спором».

Виктор Дик продолжал настаивать на своем — на той же полосе в том же номере «Казахстанской правды» под ответом Шерхана Муртазы был размещен контрответ Дика под названием «И все-таки верните „танки“, Муртаза!». В ней он пишет, что уже на другой день газета «Егемен Казахстан» упрекнула его в очернительстве, а через день другая казахоязычная газета «Жас Алаш» поместила письмо группы сотрудников газеты «Егемен Казахстан», в котором о нем уже шла речь как о «враге народа», который желает «столкновения и войны».

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Журналист и историк прессы Андрей Свиридов считает, что тогдашний редакционный коллектив «Казправды» во главе с Вячеславом Срыбных допустил роковую ошибку, полагая, что сможет заручиться административной поддержкой со стороны президента Назарбаева.

— Отношение власти к той редакции «Казправды» можно охарактеризовать афоризмом: «Мне не нужны умные, мне нужны верноподданные», — говорит Андрей Свиридов.

С этой оценкой Свиридова соглашается нынешний корреспондент газеты «Караван» Айгуль Омарова, в прошлом — корреспондент «Казахстанской правды». К редколлегии, возглавлявшейся Вячеславом Срыбных, у нее неоднозначное отношение, поскольку при нем она вынуждена была уволиться оттуда — при этом виновными она считает некоторых членов редколлегии.

Независимый журналист и правозащитник Сергей Дуванов не склонен считать «Казахстанскую правду» того времени сколь-нибудь вольнодумной и вольнонравной. Дуванов полагает, что президент Назарбаев попользовался «нужной» боевитостью тогдашней «Казахстанской правды» для достижения своих политических целей, а когда посчитал, что редакция газеты под руководством Вячеслава Срыбных не столько помогает ему, сколько мешает, заменил его на другого редактора — более послушного.

Вячеслав Срыбных с должности главного редактора «Казахстанской правды» пошел на работу к тогдашнему топ-бизнесмену Борису Гиллеру, который в то время возглавлял влиятельную коммерческую газету «Караван». Там Срыбных стал главным редактором ежедневной газеты «Караван-блиц». После того как в газете «Караван» сменились хозяева, Борис Гиллер перевел свой бизнес в Россию. Вслед за ним туда же уехал и Срыбных, где они заняли свою нишу в развивающейся частной провинциальной прессе России.

  • 16x9 Image

    Казис ТОГУЗБАЕВ

    Полковник запаса Казис Тогузбаев после окончания военной службы занялся журналистикой, увлекся фотографированием. Работал в оппозиционных газетах «Сөз» и «Азат», вёл блог на сайте kub.info, где размещал свои фоторепортажи, один из которых - о насильном выселении жителей поселков Бакай и Шанырак близ Алматы.
     
    В январе 2007 года Казис Тогузбаев был награжден премией «Свобода» за вклад в продвижение демократических ценностей в Казахстане. С сентября 2008 года Казис Тогузбаев работает корреспондентом Азаттыка – Казахской редакции Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода».

    Обсудить статьи Казиса Тогузбаева можно в Facebook’е, Твиттере. Казиса Тогузбаева можно найти также в сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир».

В других СМИ

Loading...

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG