Доступность ссылок

О судебном процессе между пиар-компаниями, представляющими в США интересы Казахстана, сообщило издание Columbia Journalism Review в статье «Новости во благо славного народа Казахстана: «Вашингтон Таймс» и международное агентство новостей, которое не существовало».

НОВОСТНАЯ СЛУЖБА CAN

Автор статьи Этан Виленски-Лэнфорд пишет, что когда организация под названием «Новостная служба Центральной Азии» (или CAN) объявила об открытии своего представительства в столице Казахстана Астане прошлым летом, то многие надеялись найти в ней надежный источник новостей о регионе, расположенном между Россией и Афганистаном. Регионе, недостаточно освещенном в прессе, богатом нефтяными и газовыми ресурсами, а также деспотами, пишет Columbia Journalism Review.

Но фактически организация стала результатом деятельности пиар-компании, нанятой казахстанским правительством и газетой «Вашингтон Таймс». CAN осуществляла свою деятельность в США, из офиса, расположенного на вашингтонской Кей-стрит. CAN предлагала административные услуги и конференц-зал с почасовой арендной платой.

Когда редакторы «Вашингтон Таймс» отказались дать добро на появление на сайте CAN копии газеты и некоторые утверждали о том, что отдельные материалы в той газете были написаны в тесной координации с министерством иностранных дел Казахстана, была учреждена делавэрская (Делавэр – штат в США) компания под названием Global Media LLC для руководства организацией CAN.

И в это время компания East West Communications, специализирующаяся на пиар-услугах для правительств различных государств, предъявила иск газете «Вашингтон Таймс» за нарушение обязательств по контракту, подчеркивает издание Columbia Journalism Review.

«Вашингтон Таймс» в начале 1980-х годов создал ныне покойный преподобный Сан Мюн Мун, который основал в Корее в 1954 году Церковь Объединения. Газета занимала позицию наиболее агрессивного освещения новостей для противостояния коммунистической пропаганде. Как получилось, что эта газета оказалась стороной в контракте (стоимостью в полмиллиона долларов) с компанией, представляющей постсоветскую страну?

«ВАШИНГТОН ТАЙМС» В АСТАНЕ

Ежедневный тираж газеты «Вашингтон Таймс» упал с 87 тысяч в 2008 году до приблизительно 40 тысяч в сентябре 2010 года, согласно данным Яна Шапиры, опубликованным в «Вашингтон Пост». Престон Мун, самый старший из сыновей преподобного Сан Мюн Муна, взял на себя обязанности по руководству изданием в 2006 году. В 2008 и 2009 годах разлад в семье Мунов привел к закрытию каналов финансирования газеты, заявил ряд ее репортеров и редакторов.

В разгар финансового кризиса, осенью 2009 года, Джону Соломону, который в то время занимал пост исполнительного редактора издания, был предложен план расширения перечня регионов освещения, в который включили Центральную Азию.

«Идея была предложена одним деловым партнером компании под названием East West Communications», – подчеркивает Томас Каллигэн, руководитель департамента бизнес-операций издания.

Автор статьи пишет, что в 2010 году Казахстан, в рамках долгосрочного контракта, нанял East West Communications – фирму по развитию связей с общественностью, пиар-компанию, возглавляемую Томасом Кромвеллом. Это было сделано, отмечает издание, чтобы осуществить более детально разработанные пиар-кампании, включая размещение пиар-материалов в газете «Вашингтон Таймс» для министерства иностранных дел Казахстана. Министерство иностранных дел Казахстана было, очевидно, в большой степени вовлечено в запуск CAN, напоминает издание Columbia Journalism Review.

Питер Леонард, репортер информационного агентства Ассошиэйтед Пресс в Казахстане, пишет: «В некотором смысле это очень дешевый эквивалент телевизионного канала “Россия Сегодня”. Правительство Казахстана действует энергично и вложило немало сил и средств в дело улучшения собственного международного имиджа. Поддерживая деятельность новостной службы CAN, которая должна была предоставлять сообщения о Казахстане в более нейтральном свете – затушёвывая многие недостатки страны в сфере выполнения обязательств по демократии и свободе слова, – правительство Казахстана полагает, что оно может эффективно создавать имидж страны, которая стремится стать прогрессивной и современной. В то время как это издание явно пользуется поддержкой властей, оппозиционные СМИ в Казахстане подвергаются постоянному преследованию».

Клод Солхэни был первым журналистом, который стал корреспондентом газеты «Вашингтон Таймс» в Астане с миссией готовить материалы, в том числе для CAN. Он приехал в Астану в январе 2010 года, пишет издание Columbia Journalism Review. Клод Солхэни – автор книги под названием «Ислам без завесы: путь Казахстана к модернизации». Эта книга в настоящее время готовится к публикации.

ОФИС-ПРИЗРАК

Согласно материалам суда, условия соглашения, подписанного между газетой «Вашингтон Таймс» и пиар-компанией East West Communications, предусматривали укомплектование штата бюро газеты в Астане «по крайней мере тремя международными журналистами и переводчиком/офис-менеджером и использование услуг по крайней мере четырех стрингеров».

Как написано в документах судебного процесса, инициированного по просьбе компании East West Communications в Верховном суде федерального округа Колумбия в сентябре 2010 года, компания East West Communications заплатила газете «Вашингтон Таймс» 125 тысяч долларов в качестве вклада в бюджет согласованных ранее ежегодных денежных выплат в размере 500 тысяч долларов для финансирования учреждения и деятельности бюро в Астане.

Пиар-компания East West Communications предъявила обвинение газете «Вашингтон Таймс» в нарушении условия контракта и потребовала выплату 125 тысяч долларов с процентами. Иск все еще рассматривался судом в конце февраля этого года.

Правительство Казахстана признало, что оно заплатило за содержимое сайта службы новостей CAN, но неясно, осуществлял ли такие выплаты кто-либо еще. Бывший сотрудник CAN Лес Нойхаус заявляет, что руководитель отдела по связям с общественностью казахстанского министерства иностранных дел Роман Василенко сказал ему, что правительство Казахстана было единственным платным подписчиком службы новостей. Во время интервью Роман Василенко утверждал, что министерство действительно осуществляло выплаты за новостные услуги CAN.

Если не принимать во внимание редкие исключения, то можно утверждать о том, что статьи Клода Солхэни вообще не появлялись в газете, потому что исполнительный редактор Сэм Дили запретил их печатать. Клод Солхэни и Сэм Дили, которого назначили редактором газеты «Вашингтон Таймс» в конце января 2010 года, не смогли найти общий язык относительно того, как Казахстан должен быть освещен в публикуемых материалах, отмечает издание Columbia Journalism Review.

«Меня попросили, чтобы я написал материалы о проституции, тюрьмах и коррупции в Казахстане, – говорит Клод Солхэни. – И мой ответ состоял в том, что названные темы были бесконечное число раз подняты в прессе и мне нравится писать немного о другом. Я знаю, что имеет место коррупция, я знаю, что есть проблемы, которые не находят всё еще решения, но надо иметь в виду, что это… молодая республика, пытающаяся стать демократией. Я думаю, что они идут в правильном направлении...»

ПИАР НАОБОРОТ

По крайней мере некоторые редакторы, кроме Сэма Дили, подозревали, что в деле есть что-то необыкновенное, пишет Этан Виленски-Лэнфорд.

Другой бывший редактор сказал: «Я пришел к заключению, что источником финансирования этого издания было правительство Казахстана. Я думаю, что они [CAN] очень регулярно были в контакте с министерством иностранных дел Казахстана. Это, конечно, не западная журналистика, но это то, чем оно является. Это субсидируемая государством третьего мира информационная служба. Важно не перепутать это с тем, чем оно не является, то есть не является независимой службой новостей».

Когда газета «Вашингтон Таймс» прекратила спонсировать CAN в июне, в Делавэре была учреждена малоизвестная новая компания под названием Global Media LLC, чтобы она приняла на себя руководство новостной службой.

Дэвид Демирей, адвокат пиар-компании East West Communications, заявил: «Человек, у которого есть доля в собственности в Global Media LLC, не хочет, чтобы его имя узнали прямо сейчас. Я не могу ни подтвердить, ни отрицать, что Томас Кромвелл является владельцем Global Media LLC».

Тем не менее несколько бывших репортеров CAN утверждают, что, как они полагают, владельцами CAN и пиар-компании East West Communications являются одни и те же лица.

После ссоры между CAN и газетой «Вашингтон Таймс», имевшей место в июне, одним из репортеров, отправленных в Астану, был Лес Нойхаус. При приеме на работу его интервьюировали в штаб-квартире компании East West Communications, расположенной в округе Колумбия, США. Интервью проводил Томас Кромвелл вместе с одним из его партнеров, а также редактором CAN Патриком Джилсенэном.

Лес Нойхаус утверждает, что он спросил, кем являются подписчики издания, но не получил на свой вопрос прямого ответа. «Они уверяли, что эта организация является недавно созданным новостным агентством», – отмечает он. Когда они предложили ему зарплату 60 тысяч долларов в год, необлагаемых налогами, он был вне себя от радости. «Я действительно онемел от изумления после этого», – говорит Лес Нойхаус.

Вскоре после его прибытия в Астану в конце июня, как он сам говорит, он начал понимать, что эта организация не работает прозрачно.

Лес Нойхаус вспоминает: «Когда я пришел в бюро, там никого не было. Оно походило на призрачный офис». Лес Нойхаус попросил, чтобы администратор офиса ввела его в курс дела. Она сообщила ему, что Клод Солхэни был репортером, который был недавно уволен, и дала Лесу Нойхаусу его номер телефона. Клод Солхэни все еще в это время был в Казахстане и работал над собственной книгой.

Но Лес Нойхаус подчеркивает, что когда он спрашивал редактора CAN Патрика Джилсенэна и компанию East West Communications о Клоде Солхэни, те в резких тонах отказались дать ему нужную информацию. Лес Нойхаус заявляет, что они так поступили, потому что ему Клод Солхэни говорил о том, что CAN фактически принадлежит министерству иностранных дел Казахстана или управляется им, хотя сам Клод Солхэни отрицает это. Когда Лес Нойхаус отказался прерывать контакты с Клодом Солхэни, он был уволен и от него потребовали немедленно освободить квартиру, где он проживал.

CAN все еще продолжает отливать новостные материалы. Томас Каллигэн, которого издатель и редактор газеты «Вашингтон Таймс» Томас Макдевитт недавно снова нанял, не отрицает, что правительство Казахстана, особенно министерство иностранных дел, пыталось оказывать влияние на ход освещения событий по каналам CAN.

В других СМИ

Loading...

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG