Доступность ссылок

Казахские телеканалы умалчивают о причинах волнений в Бишкеке


Сторонники оппозиции во время протеста. Бишкек, 7 апреля 2010 года.

Сторонники оппозиции во время протеста. Бишкек, 7 апреля 2010 года.

Миллионы казахстанцев, не имеющих доступа к Интернету или к альтернативным новостям спутникового телевидения, 7 апреля прильнули к телеэкранам, чтобы узнать сообщения из Кыргызстана. Но освещение событий в соседней стране оказалось весьма специфичным.


НЕ ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ

Первым в вечерних новостях о событиях в Бишкеке сообщил столичный телеканал СТВ, который в блоке международных новостей, помимо констатации уже известных фактов, сообщил, что из 100 раненных в ходе столкновений 85 являются милиционерами.

«7-й канал» начал вечерние новости с того, что «Кыргызстан погрузился в хаос», но уже сообщил о резиновых пулях, примененных силовиками в Бишкеке, чтобы не пустить многотысячную демонстрацию в Дом правительства. Телеканал сообщил о гибели более 20
Волнения в Бишкеке. 7 апреля 2010 года.
человек, захвате республиканского телецентра, освобождении лидеров оппозиции и о том, что «жертв будет значительно больше».

Телеканал в качестве политического аналитика обратился к сотруднику Казахстанского института политических решений Артему Устименко, с точки зрения которого «в Кыргызстане проявляется ярко выраженная борьба за власть. Передел власти, иными словами». Ранее этот эксперт работал руководителем аналитического отдела журнала ассоциации KazEnergy.

Интересно, что сразу после стартового сюжета из Кыргызстана «7-й канал» сообщил о бомбе, якобы заложенной в зданиях областного и городского акиматов Северо-Казахстанской области. В кадр телеоператора попал широко улыбающийся сотрудник акимата Петропавловска, который явно не верил в возможность теракта в Северо-Казахстанской области. Тележурналистов пытался прогнать хмурый офицер полиции, но из самого сюжета не было понятно, почему «антитеррористические» учения были проведены именно 7 апреля. Разумеется, бомба найдена не была.

В блоке новостей национального телеканала «Казахстан» в 19 часов 30 минут астанинского времени первыми были сюжеты о визите Пан Ги Муна в Казахстан, его награждении орденом «Достык», материал о визите президента Украины Виктора Януковича и даже о продаже испорченного мяса в Семее.

Как ни странно, но тема ядерного разоружения стала главной в вечерних новостях телеканала «Казахстан». Первый сюжет был связан с посещением генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном бывшего Семипалатинского ядерного полигона, второй - с его речью о безъядерных инициативах Казахстана при вручении ему ордена «Достык» в Астане. Третьим стал сюжет с пресс-конференции депутата Европейского парламента от Шотландии Струана Стивенсона, который тоже сопровождал генсека при облете бывшего полигона.

Затем телеканал показал очередной антиамериканский спич президента Ирана Махмуда Ахмадинежада.

28-секундный сюжет из Кыргызстана был показан даже после новостей из Таиланда, где оппозиция более месяца блокирует центральные улицы Бангкока в окружении уравновешенной полиции, но все-таки - до сообщения о землетрясении на далеком острове Суматра. Коротенький сюжет закончился сообщением, что «арестованы порядка десяти оппозиционеров».

Телеканал КТК сообщил, что кыргызская оппозиция захватила парламент, но главной причиной волнений туманно объяснил требованиями о «чистке среди чиновников и снижении цен на коммунальные услуги». Телеканал КТК оценил ситуацию в Бишкеке как «хаос и анархия».

АКЦЕНТЫ «ХАБАРА»

Однако «страусиный» рекорд, без сомнения, принадлежит телеканалу «Хабар», который показал видеосюжет из Кыргызстана на 28-минуте вечерних новостей! Разумеется, вначале был безнадежно нескончаемый 10-минутный сюжет о визите Пан Ги Муна и аналогичный репортаж о переговорах президентов Казахстана и Украины.

Удивительно, но репортеру удалось вставить в свой «телесериальный» сюжет о визите украинской делегации примерно 12 интервью, или «синхронов» на профессиональном сленге. В одном из них недавно избранный президент Украины Виктор Янукович вставил многозначительную фразу, что некоторые «перепутали демократию с беспорядками. Пять лет этих были не только для меня, но и для украинского народа драматичными».

Правда, Виктор Янукович не сказал, что пришел к власти без братоубийственного противостояния силовиков и собственного народа, в результате главного достижения «оранжевой революции» - демократических и честных выборов, на которых он выиграл у своего оппонента с разницей в 3,48 процента голосов избирателей.

«Хабар» в своем сюжете также разместил заявление премьер-министра Кыргызстана Данияра Усенова о «четырех КамАЗах с булыжниками» и о том, что «под охраной военных и спецслужб находится Дом правительства».

Таким образом, в то время когда глобальный телеканал Euronews размещал срочные новости из Бишкека под грифом breaking news, практически все телеканалы Казахстана старательно умалчивали о главных причинах волнений в Кыргызстане, персональных претензиях оппозиции к бежавшему президенту Курманбеку Бакиеву и его многочисленным родственникам, а участники волнений
Изображение с экрана телевизора по каналу «Евроньюс».
чаще именовались «агрессивно настроенными демонстрантами».

Разумеется, режиссеры казахстанских телеканалов убрали знаковый кадр молодого человека с маской на лице и стреляющего из АК-47 или кадр страшного самосуда над спецназовцами и офицерами милиции на улицах Бишкека.

В несколько иной ситуации жители Западного Казахстана, где правилом приличного тона для семьи среднего достатка является обязательное наличие спутникового российского телеканала «НТВ-плюс», который до сих пор транслирует для пользователей сигнал альтернативного телеканала «К-плюс».

Однако основная масса телезрителей Казахстана пользуется информацией подконтрольных республиканских телеканалов и операторов кабельного телевидения, которым 8 апреля предстоит непростая задача – с ювелирной политкорректностью сообщить телезрителям о бегстве президента Курманбека Бакиева и переходе власти в Кыргызстане к народным ополченцам.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG