Доступность ссылок

Направление «Каравана» менялось каждый раз со сменой владельца


Скриншот официального сайта газеты "Караван". Алматы, 27 июля 2011 года.

Скриншот официального сайта газеты "Караван". Алматы, 27 июля 2011 года.

В июле 1991 года увидел свет первый номер газеты «Караван». Это издание, основанное журналистом и предпринимателем Борисом Гиллером, несколько раз переходило из рук в руки, меняя свое направление.


«ОН И В АФРИКЕ – НУРСУЛТАН»

В первой коммерческой казахстанской газете «Караван», созданной в 1991 году, через некоторое время стали появляться различные публикации на общественно-политические темы. Хотя получение Казахстаном независимости в 1991 году осталось без внимания газеты.

Куаныш Султанов, бывший в то время министром печати и информации Казахстана, писал в «Казахстанской правде», что владельцы газеты «Караван», прикрываясь объявлениями и рекламой, вмешиваются в политику.
... Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дал интервью владельцу «Каравана» Борису Гиллеру. Через год Борис Гиллер сообщил, что его мнение о Нурсултане Назарбаеве изменилось.

Газета «Караван» сразу ответила так: «Министр Султанов грозит нам пальцем, но „Караван“ идет своей дорогой». Так начались «политические взаимоотношения» между газетой «Караван» и официальной властью, длившиеся многие годы.

В конце февраля 1993 года в газете «Караван» была опубликована статья Олега Квятковского «Он и в Африке Нурсултан», после которой президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дал интервью владельцу «Каравана» Борису Гиллеру. Через год Борис Гиллер сообщил, что его мнение о Нурсултане Назарбаеве изменилось.

"КАРАВАН" С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ

В начале 1990-х годов газета «Караван», поднимавшая проблемы русскоязычного населения, двойного гражданства и придания русскому языку статуса государственного, вступила в противоречие с казахскими национал-патриотами.

Статья «Быть ли русской национальной школе?» об использовании в русских школах российских учебников и другие статьи-опросы «Института Гиллера», представленные в рубрике «Общественное мнение», такие как «Мама, я русского люблю», «Хорошо ли быть русским в Казахстане?», были оценены казахскими националистами как подстрекательство.

Опубликованные в газете «Караван» статьи Нурболата Масанова и Нурлана Амрекулова «Будущее Казахстана без России невозможно» и Олжаса Сулейменова «Союз с Россией – наша судьба» вызвали недовольство некоторых представителей казахоязычного населения. Это можно было определить по названиям статей Нури Муфтаха и Кудияра Биляла – соответственно «Тема независимых» и «„Караван“ с противоположным направлением».

Газета «Караван-блиц» публиковала список противников придания русскому языку статуса государственного, а газета «Ана тили», наоборот, обвинила тех, кто поддерживал.

Со второй половины 1993 года до осени 1994 года акционерное общество «Караван» выпускало газету на казахском языке «Аруана». Редактор газеты того времени Максот Изимулы сказал корреспонденту нашего радио Азаттык, что учредителями была дана полная творческая свобода газете «Аруана» и она придерживалась отдельной от газеты «Караван» позиции.

«АНТИСЕМИТ АИМБЕТОВ»

В первом номере газеты «Караван» от 1995 года Борис Гиллер открыто поднял вопрос о придании русскому языку статуса государственного. В номере были опубликованы такие статьи, как «В Швейцарии говорят на трех языках. И живут неплохо», «Зачем нам такой парламент?», «Восточный Казахстан: На ВС надежды нет!».

После реакции в казахской печати газета не стала молчать и ответила ироничной статьей «Национал-патриоты „покоряют“ Европу», разобрав в ней по частям выступление депутата Верховного Совета Жасарала Куанышалина в Брюсселе «Этнические взаимоотношения в Казахстане» на семинаре в рамках ОБСЕ.

На следующий день после пожара на складе акционерного общества «Караван» в конце апреля 1995 года Борис Гиллер написал о том, что «поджог совершила власть», «фашистские газетенки» свободно распространяются в городе, призывают уничтожить руководство «Каравана». Он начал публиковать следующие статьи: «Как дела, „Караван“? – Не дождетесь!», «Без „Каравана“ у нас нет будущего...», «Мы надеемся на „Караван“», «Цель одна – задушить свободу слова», «„Караван“ – завоевание всего нашего народа».

В одном из номеров «Каравана» была опубликована обширная статья «Фундамент фашизма», в которой подразумевался главный редактор и учредитель газеты «Казахская правда». В статье писалось: «Алдан Аимбетов ищет врагов народа», «строит фундамент фашизма». Был поставлен и вопрос: «Установится ли дисциплина в Казахстане, если расстреляем Гиллера и его окружающих из списка Аимбетова?»

Конфликт с газетой «Казахская правда», которая отслеживала материалы русских изданий по национальным проблемам, продолжился и в 1998 году.

Если в январе того года газета «Казахская правда» опубликовала статью «„Караван“ и КТК – ареопаг вырожденческой идеологии Казахстана», то газета «Караван», объявив, что к ней в редакцию поступила аудиозапись телефонного разговора Алдана Аимбетова и доктора исторических наук Шолпан Сармурзиной, 20 марта опубликовала статью «Весь Казахстан будет знать – есть антисемит Алдан Аимбетов».

«КАРАВАН» И АКЕЖАН КАЖЕГЕЛЬДИН

В 1994 году секретарь политисполкома Социалистической партии Казахстана Ермухамет Ертысбаев сказал, что позиция газеты „Караван“, выходящей тиражом в 300 тысяч экземпляров, еще не ясна. По его мнению, газета старается одинаково понравиться всему населению, но рано или поздно выйдет на чью-нибудь сторону.

Акежан Кажегельдин, лидер казахстанской оппозиции в изгнании.
Нурболат Масанов в 1996 году в своем интервью газете «Караван» охарактеризовал политические личности на казахстанском олимпе. Он особо остановился на личности премьер-министра Акежана Кажегельдина, сделав прогноз о том, что тот может возглавить компрадорское крыло оппозиции, если отойдет от власти. В это время высказывались предположения о том, что газета «Караван» находится под влиянием Акежана Кажегельдина. Выражались мнения и о том, что ряд статей об акиме Семипалатинской области Галымжане Жакиянове был связан с противостоянием с премьер-министром.

Когда шел третий год работы Акежана Кажегельдина в должности премьер-министра, чаще стали появляться его интервью на страницах газеты «Караван» и на телеканале КТК. В интервью «Мне не стыдно за то, что я делаю», опубликованном 2 мая 1997 года на развороте, он не только проинформировал об экономических реформах в Казахстане и о своей политической позиции, но и рассказал о своем семейном положении.

Осенью 1997 года резко усилилась критика в адрес правительства. В связи с этим Акежан Кажегельдин дал специальное интервью каналу КТК, оно впоследствии, 29 июля 1997 года, было опубликовано в газете «Караван» под названием «Гонки по вертикали». В нем Акежан Кажегельдин сообщил о том, что «из бюджета Казахстана было выделено 20 миллионов долларов» для фонда «Елим-ай», – эти слова затем были использованы газетой «Караван» в судебном процессе с политиком Сериком Абдрахмановым.

Буквально через месяц после того, как 5 сентября 1997 года в газете «Караван» были опубликованы третье интервью с премьер-министром «Да, я служил в КГБ» и статья о его отце Магжане «Учитель, внук учителя», Акежан Кажегельдин уезжает в Швейцарию «поправить здоровье».

ПОСЛЕ УХОДА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА

В то время как премьер-министр находился в Швейцарии, газета «Караван» 3 октября 1997 года опубликовала два открытых письма сопредседателей оппозиционного движения «Азамат» Галыма Абильсеитова, Мурата Ауэзова и Петра Своика на имя президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Если в первом письме они призывали освободить от занимаемой должности премьер-министра, который «продал всё богатство страны, принес невосполнимый ущерб экономике, раздавал интервью, стремясь разрекламировать себя», то во втором письме они потребовали усилить процессы демократизации в Казахстане.

Акежан Кажегельдин в письме, написанном в октябре в Швейцарии, попросил освободить его от занимаемой должности премьер-министра, при этом заявил, что останется верным президенту Назарбаеву. 20 февраля 1998 года Акежан Кажегельдин дал по телефону интервью газете «Караван», в котором заявил, что недоволен правительством, которое после него возглавил Нурлан Балгимбаев.

После ухода Акежана Кажегельдина с должности премьер-министра обострилась судебная тяжба между газетой «Караван» и Сериком Абдрахмановым. По данным «Каравана», расценив информацию, опубликованную три года назад в их газете как «наговор», Серик Абдрахманов решил подать на нее в суд. Газета «Караван» в своей статье представляла Серика Абдрахманова как человека, «стремящегося вернуться на государственную службу, выполняющего чье-то задание».

Серик Абдрахманов в бытность первым заместителем председателя партии "Адилет". Астана, 28 декабря 2010 года.
В марте 1998 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вручил Акежану Кажегельдину орден «Парасат». Газета «Караван» объявила, что 24 апреля Жетысуский районный суд города Алматы не удовлетворил иск Серика Абдрахманова, «требовавшего 750 миллионов тенге за оскорбление чести и унижение достоинства».

Тяжба между Сериком Абдрахмановым и акционерным обществом «Караван» закончилась в пользу последнего. Она «совпала» со сменой владельца. Председать правления Борис Гиллер оставил свой бизнес в Казахстане и уехал за границу.

В интервью российскому изданию в 2000 году Борис Гиллер сказал: «Шли выборы. Мы были потенциально оппозиционным изданием, дружили с тогдашним премьером Кажегельдиным, дали ему эфир на нашем телеканале, а он тогда уже был персоной нон грата. Казахстан — страна восточная, там свои законы. Если бы Назарбаев решил просто отобрать у меня газету, отобрали бы и ни копейки не дали. Одна из групп его советчиков предлагала так и сделать. Но в итоге, как ни странно, мне честно заплатили, и я могу с гордостью говорить, что, продав свое дело, я честно получил деньги банковским переводом. С каких фирм эти деньги взяли те, кто купил, — это уже их дело, а мне прятать нечего».

В июле 1998 года новый назначенный председатель правления акционерного общества «Караван» Игорь Мельцер заверил всех, что«новые владельцы не будут вмешиваться в творческую работу журналистов, а газета будет еще острее.

РАЗОБЛАЧЕНИЕ «КАРАВАНА»

После смены владельцев акционерного общества «Караван» в газете был опубликован ряд интервью с Рахатом Алиевым, тогда он был зятем президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и руководителем финансовой полиции. Он предстал перед народом в образе «защитника предпринимателей», «борца с коррупцией». Так, 17 июля 1998 года была опубликована статья «Рахат Алиев: У крутых „крыши“ поехали», 18 декабря 1998 года – «Мы поможем предпринимателям защитить себя...», 17 января 1999 года – «Заплати налоги и живи спокойно».
Вместе с тем газета «Караван», несколько месяцев назад публиковавшая интервью с бывшим премьер-министром, находившимся за границей, приступила к политике подавления Акежана Кажегельдина, который постепенно становился главным соперником Нурсултана Назарбаева.

Вместе с тем газета «Караван», несколько месяцев назад публиковавшая интервью с бывшим премьер-министром, находившимся за границей, приступила к политике подавления Акежана Кажегельдина, который постепенно становился главным соперником Нурсултана Назарбаева, и его партии перед президенскими и парламентскими выборами. «Все нас из дому гонят дела, дела, дела... Адвокаты Кажегельдина: экс-премьера не ждите!» – заголовок статьи, опубликованной 4 июня 1999 года. Статья «Слон в посудной лавке» вышла 17 сентября 1999 года.

«Караван» опубликовал не только разоблачительные сведения о бывшем премьере, данные Виталием Вороновым – адвокатом Акежана Кажегельдина, членом центрального совета Республиканской народной партии Казахстана, но и взял у него интервью, где задавались вопросы, очерняющие Акежана Кажегельдина.

«НЕ ВОЕННАЯ ТАЙНА»

В борьбе политических сил, которая началась в начале 2001 года и закончилась в 2002 году осуждением Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова, усилилась роль средств массовой информации, разгорелась война компроматов. Газета «Караван» находилась в гуще событий этой борьбы.

В октябре 2001 года депутат парламента Толен Тохтасынов заявил о том, что первый заместитель председателя комитета национальной безопасности Казахстана Рахат Алиев владеет каналом КТК, газетой «Караван» и несколькими другими СМИ.

Генеральный директор канала КТК Сергей Клещенков в связи с этим созвал пресс-конференцию, где заявил, что телеканал испытывает особое давление, и сказал, что всё, сказанное Толеном Тохтасыновым, – ложь. В статье «Ртуть – не водка, много не выпьешь», опубликованной в «Караване» 12 октября 2001 года, он сказал: «Владельцем двух акций КТК является физическое лицо Алеев Наиль Искандерович, возможно, Толен Тохтасынов имел в виду его?»

Эти слова Сергея Клещенкова были поддержаны Рахатом Алиевым, который сообщил 17 октября 2001 года в газете «Экспресс К», что «это не военная тайна, у меня нет никаких активов в средствах массовой информации». Именно в этот день некоторые средства массовой информации Казахстана сообщили, что силовые органы возбудили уголовное дело против Бориса Гиллера по обвинению в «убийстве человека».

«НЕИЗВЕСТНО, ГДЕ НАХОДИТСЯ РАХАТ АЛИЕВ»

Журналисты пишут, что время Рахата Алиева закончилось. Теперь большинство задумалось над тем, чье теперь время наступит.
В период с 14 по 21 ноября 2001 года газета «Караван» сообщала следующее: «Так как заместитель председателя комитета национальной безопасности Рахат Алиев не получил разрешения выступить с докладом в парламенте о коррупции среди высокопоставленных лиц, он написал заявление об освобождении его с должности», «На Рахата Алиева возвели ложное обвинение, возбудили уголовное дело, неизвестно, где он находится», «На „Алма-медиа“ оказывают давление».

Другие СМИ Казахстана стали отрицать сведения руководства «Алма-медиа» и информацию в статьях газеты «Караван». В том числе газета «Казахская правда» назвала всё это «очередной шумихой, выдуманной „Караваном“».

Через некоторое время бывший тогда депутатом мажилиса парламента Серик Абдрахманов, враждовавший с «Караваном», обратился к Нурсултану Назарбаеву. В своем обращении он задал вопросы: «Журналисты пишут, что время Рахата Алиева закончилось. Теперь большинство задумалось над тем, чье теперь время наступит. Время Сарсенбаева? Кто теперь займет вакантную должность в КНБ? Аспиранты профессора М. Тажина или кадры Лаврентия Павловича Сарсенбаева?»

«КАРАВАН» И «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ШОУМЕНЫ»

Лидеры движения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК) были под пристальным вниманием «Каравана».

В статьях «Казахстанские олигархи взяли на вооружение методы защит, опробованные в России» и «Весь на вечер на арене!», опубликованных 18 января 2002 года, писалось, что некоторые чиновники и бизнесмены под началом Жакиянова и Аблязова создали новое квазиобъединение «Демократический выбор Казахстана». В частности, писалось, что 19 января в Алматинском цирке «состоится новая постановка – политическое шоу». Организаторов ДВК газета «Караван» сравнила с «шоуменами».

Появились обвинения и ироничные статьи о Болате Абилове. Так, 1 февраля 2002 года вышла статья «Бутя и его капитал. Как Болат Абилов кинул на ПИК и всю страну». 22 февраля 2002 года появился материал об Алтынбеке Сарсенбаеве «Министр Сарсенбаев придумал „дробильные технологии“. Раскольник из министерства согласия», а 29 марта того же года – о Мухтаре Аблязове «Не рой яму другому – сам в нее попадешь».

С весны 2002 года «Караван» пересказывал содержание сатирической передачи «Куклы» на телеканале КТК, где в основном высмеивались члены ДВК. Рахат Алиев, один из героев «Кукол», сказал о том, что программа для него стала неожиданностью, но вышла весьма удачно.

После гибели Алтынбека Сарсенбаева и его помощников в феврале 2006 года в «Караване» были опубликованы статьи «Дежавю» Дариги Назарбаевой и «Республикостан или Казахский Султанат» Рахата Алиева.

РАХАТ АЛИЕВ: Я МЕДИА-МАГНАТ

Рахат Алиев, бывший зять президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Рахат Алиев, будучи послом Казахстана в Австрии и представителем в ОБСЕ, в интервью агентству Рейтер сказал, что у него и его супруги Дариги Назарбаевой имеются акции каналов «Хабар» и КТК, газеты «Караван» и информационного агентства Kazakhstan Today, и объявил, что он является медиа-магнатом. Об этом было напечатано 16 февраля 2007 года в газете «Караван», в статье «Рахат Алиев: „Да, я медиа-магнат“». Сказанное Рахатом Алиевым противоречило его интервью газете «Экспресс К» в 2001 году.

Весной 2007 года после исчезновения топ-менеджеров «Нурбанка» на страницах «Каравана» появилось несколько материалов, компрометирующих тогдашнего акима Алматы Имангали Тасмагамбетова. В своем письме «Пора сказать правду» Рахат Алиев сказал, что считает «причастными» к «преступной группировке» в «Нурбанке» Имангали Тасмагамбетова и министра внутренних дел того периода Бауыржана Мухамеджанова.

В августе 2007 года на должность главного редактора газеты «Караван» был назначен председатель государственного агентства «КазАкпарат» Жанай Омаров. Это назначение показало, что издание, переступило порог еще одного периода.
  • 16x9 Image

    Асылхан МАМАШУЛЫ

    Асылхан Мамашулы является репортёром Азаттыка  в Алматинском бюро, пишет, в основном, на политические темы. Родился в апреле 1973 года. В 1994 году окончил Кызылординский педагогический институт имени Коркыта-ата. В 1997-2000 годах учился в аспирантуре Казахского национального университета имени Аль-Фараби.

    Работал в издательстве «Казахская энциклопедия», в газете «Ана тілі» и в центре ABDI-Press. С 2011 года работает в Азаттыке.

В других СМИ

Loading...

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG