Доступность ссылок

Несмотря на обещания, при Роухани закрыта первая газета


Газетный ларек в Иране. 9 июня 2013 года.

Газетный ларек в Иране. 9 июня 2013 года.

После публикации, которую посчитали неисламской, в Иране закрыли реформистскую газету Bahar. Это первый случай при президенте Хасане Роухани.


Закрытие иранской реформистской ежедневной газеты Bahar стало первым таким случаем с момента прихода к власти нового президента Хасана Роухани в августе этого года.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, ИЗВИНЕНИЯ И СУД

Запрет на выпуск газеты был наложен контролирующим прессу ведомством Ирана после публикации статьи, которая, по мнению критиков, подрывает исламские ценности.

В статье высказывалось мнение, подвергнувшее сомнению убеждение шиитов в том, что пророк Мухаммед назначил своим преемником своего зятя имама Али.
По заявлению министра культуры Али Джаннати, в этой статье исказили историю ислама и допустили религиозное разногласие.

Как писало полуофициальное агентство новостей «Мехр», Али Джаннати также сказал, что газета Bahar за прошлые полтора года уже совершила несколько нарушений и получила несколько предупреждений, которые «остались без внимания». Первая полоса одного из выпусков иранской газеты Bahar.

Первая полоса одного из выпусков иранской газеты Bahar.



В газете Kayhan, придерживающейся жесткого курса, эту публикацию окрестили как нападки реформистов на власть религиозных деятелей.

Государственная пресса цитировала руководителя Наблюдательного совета за прессой Алаэдина Зохуриана, который сообщил, что дело газеты было передано в суд.

Реакция властей последовала, несмотря на извинения со стороны Bahar, которая 26 октября также опубликовала заявление о том, что статья не должна была публиковаться и что газета добровольно решила приостановить выпуск на две недели «для ослабления напряженности».

Закрытие газеты Bahar произошло в то время, как начали появляться признаки некоторого смягчения обстановки в сфере массовой информации в стране.

УДРУЧАЮЩИЙ ЗНАК

Хасан Роухани, чья избирательная кампания строилась на программе умеренности, высказывался за свободу прессы и слова.

Несколько иранских журналистов, опрошенных Азаттыком за последние недели, сказали, что ощущают меньше давления со стороны властей и стали менее склонны к самоцензуре. Некоторые даже начали прощупывать границы дозволенного, публикуя статьи на чувствительные темы.
Президент Ирана Хасан Роухани. Тегеран, 14 октября 2013 года.

Президент Ирана Хасан Роухани. Тегеран, 14 октября 2013 года.


Как сообщается, ряд изданий, запрещенных в последние годы, начинают заново открываться, также предпринимаются попытки возродить Ассоциацию журналистов Ирана.

Шаг против газеты Bahar стал для некоторых удручающим знаком и напоминанием об угрозах против свободы прессы в Исламской Республике, которую правозащитные группы называют одним из самых больших тюремщиком журналистов на Ближнем Востоке.

В отчете особого докладчика ООН по правам человека в Иране Ахмеда Шахида, опубликованном на прошлой неделе, говорится, что в Исламской Республике в настоящее время отбывают наказание в тюрьме как минимум 40 журналистов, а также 29 блогеров и интернет-журналистов.

— Действия новых властей говорят о том, что нет места журналистике, которая публикует критику. Всё больше журналистов остаются без работы, — говорит Азаттыку журналист, работающий в Bahar.

По словам журналиста, это уже восьмой раз, когда издание, где он работал, запрещают или временно приостанавливают. За последние годы десятки реформистских и независимых изданий были закрыты иранскими властями.
Продажа газет на одной из тегеранских улиц. 22 мая 2013 года.

Продажа газет на одной из тегеранских улиц. 22 мая 2013 года.


Популярный сайт новостей «Аср-е Иран» выступил с критикой закрытия газеты Bahar и других изданий.

«Время коллективного наказания подошло к концу. Прекратите казнь прессы», — пишут на сайте.

Сайт также призывает власти пересмотреть свою политику в отношении прессы, заявляя, что «закрытие средства массовой информации — это то же самое, что увольнение его работников» и ведет к «проблемам в их семьях, которые не имеют никакого отношения к ошибке».

В подготовке материала участвовали Гольназ Эсфандиари и Анна Клевцова.

В других СМИ

Loading...

XS
SM
MD
LG