Доступность ссылок

Грузия: смена власти, перемены в медиа-сфере


Лидер коалиции «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили дает интервью журналистам после голосования на парламентских выборах. Тбилиси, 1 октября 2012 года.

Лидер коалиции «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили дает интервью журналистам после голосования на парламентских выборах. Тбилиси, 1 октября 2012 года.

Изменения медиа-среды в Грузии после победы на парламентских выборах коалиции «Грузинская мечта» были ожидаемы. Но мало кто предполагал, что перемены произойдут столь стремительно.


Остается еще несколько дней до первого созыва нового парламента, на котором, как ожидается, подтвердится кандидатура лидера «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили в качестве премьер-министра и будет одобрен состав его кабинета. Расстановка сил кардинально меняется уже сейчас.

На одном из самых популярных каналов телевидения Грузии «Имеди» 16 октября появилось загадочное объявление о том, что право собственности холдинга «передано» семье покойного бизнесмена и основателя телекомпании Бадри Патаркацишвили. Последние три года каналом «Имеди» руководил Георгий Арвеладзе, давний союзник президента Грузии Михаила Саакашвили.

За день до этого на русскоязычном канале ПИК («Первый информационный кавказский») новости показали без звука в знак протеста против невозможности получать информацию о финансовом состоянии телеканала и его будущем.
Сотрясение грузинского телевизионного рынка свидетельствует о том, что медиа-среда страны тесно связана с ее политикой. Отсутствие по-настоящему независимой прессы после «Революции роз» в 2003 году стало одним из ключевых разочарований правлением Саакашвили.

Правозащитная организация Human Rights Watch в этом году выпустила доклад, в котором заявила, что на национальном телевидении доминирует государственное или проправительственное вещание. Правозащитники утверждают, что независимые журналисты подвергаются «политически мотивированным» уголовным преследованиям за освещение антиправительственных протестов.

Правозащитная организация Freedom House в 2011 году писала, что государственное телевидение «воспринимается как политизированное и предвзятое» в пользу Саакашвили.

«ИМЕДИ»

О политизации грузинских СМИ свидетельствует бурная история «Имеди». «Имеди» была основана Патаркацишвили в 2003 году как независимая телевизионная компания. Но с годами ее редакционный курс становился всё более антиправительственным.

Президент Грузии Михаил Саакашвили (в центре), бизнесмен Бадри Патаркацишвили (справа). Тбилиси, 19 декабря 2003 года.

Президент Грузии Михаил Саакашвили (в центре), бизнесмен Бадри Патаркацишвили (справа). Тбилиси, 19 декабря 2003 года.

«Имеди» сыграл ключевую роль в информационной поддержке акций протеста оппозиции в центре Тбилиси в ноябре 2007 года, жестоко разогнанных полицией. Тогда в редакции телеканала был проведен полицейский рейд, превративший студию в руины. Выход в эфир был прекращен на несколько месяцев.

В январе 2008 года Патаркацишвили неудачно баллотировался против Саакашвили на президентских выборах, а через месяц умер в Великобритании от сердечной недостаточности. После его смерти право собственности «Имеди» стало предметом споров. Контроль над компанией перешел к союзнику Саакашвили Георгию Арвеладзе.

Политик и бывший журналист «Имеди» Георгий Таргамадзе, который находился в эфире во время рейда на телеканале в ноябре 2007 года, комментируя последние события вокруг телеканала, считает, что правда взяла верх.

«Бадри Патаркацишвили основал ТВ „Имеди“, и именно благодаря ему компания работала в течение нескольких лет. Не думаю, что кто-нибудь когда-либо сомневался, что эта телекомпания принадлежала семье Патаркацишвили. Иными словами, справедливость восстановлена», — говорит Таргамадзе.

«РУСТАВИ-2» И MZE

Другая независимая телекомпания Грузии «Рустави-2», возможно, последует по тому же пути. Бизнесмен Кибар Халваши, чья сестра выиграла место в парламенте как член коалиции «Грузинской мечты», после победы оппозиции на выборах Редакторы телеканала "Рустави-2". Тбилиси, 12 марта 2012 года.

Редакторы телеканала "Рустави-2". Тбилиси, 12 марта 2012 года.

объявил, что подаст в суд, чтобы вернуть контроль над телекомпанией.

Халваши, проживающий в Германии, утверждает, что был вынужден продать имущество и бежать из страны. С 2006 года ТВ-компания контролируется предпринимателями, близкими к Саакашвили.

«Рустави-2» также владеет небольшим телеканалом Mze («Солнце»). Он был запущен бизнесменом Вано Чхартишвили в 2003 году. На днях он объявил, что будет оспаривать права на телеканал.

Аналогичные ситуации могут произойти в ближайшие месяцы в отношении прав собственности на многих региональных грузинских телеканалах. Многие бывшие их владельцы утверждают, что телеканалы были незаконно захвачены Общественным телевидением Грузии во время пребывания Саакашвили у власти.

ИСЧЕЗНЕТ ЛИ ПИК ИЗ ЭФИРА?

Молчаливый протест русскоязычного телеканала ПИК 15 октября призвал обратить внимание на тот факт, что Общественное телевидение Грузии, которое финансирует ПИК, отключило телеканал от его спутника. Журналисты утверждают, что задержана выплата зарплат за сентябрь.

«Мы задаем вопросы: почему без объяснения причин ПИК исчез со спутника? И почему нет гарантии, что мы получим наши зарплаты в следующем месяце? Никто не может законно разорвать наши контракты, учитывая, что все сотрудники ПИК выполняют свои обязательства, и они не были предупреждены о том, что канал будет закрыт. И, наконец, мы просто не понимаем, почему канал может быть закрыт — для этого нет причин», — говорит новостной директор ПИК Екатерина Котрикадзе в комментарии Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода».

Телеканал ПИК начал вещание в январе 2010 года, для того чтобы противостоять промосковскому освещению событий в Грузии. Он вещает на Кавказе и в европейской части России. ПИК подвергся широкой критике — в том числе со стороны Иванишвили — за антироссийские взгляды и за слепую поддержку
Общественные деньги не должны использоваться для таких проектов, которые очевидно проигрышны политически и как бизнес, и как СМИ.

Саакашвили.

Независимый медиа-аналитик Звияд Коридзе говорит, что грузинским налогоплательщикам нет необходимости поддерживать канал с такой миссией, как у ПИК.

«Этот канал является чисто пропагандистским: создан с целью пропаганды грузинской политики в России и чтобы показать, насколько мы сильны и хороши, — говорит он. — Такое телевидение не должно существовать на государственные деньги. Общественные деньги не должны использоваться для таких проектов, которые очевидно проигрышны политически и как бизнес, и как СМИ».

Коридзе отмечает, что Общественное телевидение Грузии в целом непрозрачно в плане управления и финансов. Он считает, что новое отношение к ПИК лишь первый шаг в общем пересмотре холдинга, который также управляет Первым каналом Грузии и Вторым каналом.

Статья написана на основе материала журналистов Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» Роберта Коалсона и Темури Кигурадзе.

В других СМИ

Loading...

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG