Доступность ссылок

В протесте нефтяников СМИ в Казахстане винят «внешние силы»


Генеральный директор компании Oil Construction Company Серик Абденов просит нефтяников прекратить акцию протеста. Актау, 19 января 2017 года.

Генеральный директор компании Oil Construction Company Серик Абденов просит нефтяников прекратить акцию протеста. Актау, 19 января 2017 года.

Некоторые казахстанские СМИ акцию протеста нефтяников в Актау попытались объяснить «воздействием внешних сил». Представители этих СМИ не смогли все же ответить на вопрос, откуда они взяли такую информацию.

Информация о голодовке нефтяников с требованием регистрации Конфедерации независимых профсоюзов Казахстана, которая проходила с 5 января, некоторыми телеканалами в Казахстане была подана однобоко. Материалы национального телеканала «Казахстан» и его филиала в Актау, сюжет программы «Портрет недели», которая выходит на телеканале КТК, по содержанию похожи. Оба телеканала в голодовке нефтяников увидели «воздействие внешних сил» и акцию протеста нескольких сотен работников попытались показать как следствие «подстрекательства со стороны провокаторов».

ЭКСПЕРТ - В КАДРЕ

Репортаж из Актау, подготовленный корреспондентом национального телеканала «Казахстан», начинается со слов репортера о том, что «нефтяники актауской компании Oil Construction Company (ОСС) голодают уже неделю и, кроме воды, ничего не употребляют. Почти восьмиминутное «Журналистское расследование» о голодовке нефтяников носило преимущественно обвинительный характер и опиралось больше на личное мнение репортера о «влиянии внешних сил».

В качестве «помощи» для такой точки зрения репортера было использовано мнение таких экспертов, как Расул Жумалы. Репортер Азаттыка обратился к Расулу Жумалы, который высказал мнение в этом телерепортаже о «воздействии внешних сил». Расул Жумалы говорит, что его ответ телеканалу, данный по другому вопросу, оказался, на самом деле, использованным против нефтяников.

Позднее мне позвонили сотрудники телеканала «Казахстан» и принесли извинения, сказав, что допустили ошибку.

- Несколько человек два-три дня назад по социальной сети Facebook выразили мне обиду: «Расул, не ожидали от тебя такого». Открываю высланную ими ссылку, а там сюжет о мангистауских нефтяниках. В сюжете использовали мое мнение, высказанное в целом о влиянии внешних сил на мировые события. Ответ на этот вопрос оборвали, смонтировали и использовали это против нефтяников. Конечно, меня задело это –все прозвучало так, будто я сказал то, о чем не говорил. Позднее мне позвонили сотрудники телеканала «Казахстан» и принесли извинения, сказав, что допустили ошибку. Проблема в этом, конкретного вопроса о нефтяниках и акции голодовки в Мангистауской области мне не задавали, - говорит Расул Жумалы.

«ДВА ЗАМЕЧАНИЯ»

Репортер Азаттыка обратился за комментарием также к главному редактору дирекции эфирной политики телеканала «Казахстан» Кайнару Олжаю.

- Относительно финансирования со стороны внешних сил я ничего сказать не могу. По репортажу мною было сделано два замечания. Первое – почему с Досом Кошимом поговорили по телефону, второе – насчет графики. На другие вопросы, наверное, лучше ответит журналист, мне неизвестно, где он взял такие материалы.Я могу сказать о том, что посмотрел готовый материал, но заказы я не даю, - говорит Кайнар Олжай.

Нефтяники компании Oil Construction Company (ОСС) на акции протеста. Актау, 18 января 2017 года.

Нефтяники компании Oil Construction Company (ОСС) на акции протеста. Актау, 18 января 2017 года.

Большинство материалов, опубликованных на сайте телеканала «Казахстан-Актау», - это отрицательное мнение жителей Мангистауской области о голодовке работников и фрагменты «Журналистского исследования» самого телеканала. Алия Таласова, представившаяся выпускающим редактором службы новостей, говорит Азаттыку, что не может ответить на наш вопрос, потому что «сама не готовила материал», и пообещала позвонить нам через несколько часов и предоставить более полный ответ. Однако спустя оговоренное время никто нам не позвонил и ситуацию не пояснил.

«ОТВЕТИТ ФЛОРА АЛИЕВА»

О «влиянии внешних си» на нефтяников было сказано и в передаче «Портрет недели» 22 января на телеканале КТК, ведущим которой является депутат мажилиса Артур Платонов. Он высказал предположение, что «акцию голодовки, возможно, кто-то финансирует и преследует свои цели». Ведущий вспоминает шымкентского предпринимателя Тохтара Тулешова, осужденного за «финансирование земельного митинга весной 2016 года» и использует слова лиц, свидетельствовавших против него.

Кадр из программы «Портрет недели» телеканала КТК. 24 января 2017 года.

Кадр из программы «Портрет недели» телеканала КТК. 24 января 2017 года.

«Кто обманул нефтяников? Кто убедил их пойти на голодовку?» - на эти вопросы отвечает в программе КТК человек, которого показывают со спины. «Меня тоже позвали, но я не пошел. Не понимаю, что им нужно от нас. Говорили, что возьмут с собой за границу. Что там делать, вообще не знаю. Говорит, что если все устроит, они деньги будут платить. Мне деньги не нужны, мне правда нужна», - говорит незвестный человек, лицо которого в эфире не показывают.

Репортер Азаттыка обратился за комментарием и в редакцию телеканала КТК. Сотрудница, ответившая на наш звонок, сообщила, что за программу «Портрет недели» отвечает редактор Флора Алиева, однако «на работу она выйдет лишь в среду, потому что работает в субботу и воскресенье». Дозвониться на сотовый телефон Алиевой не представилось возможным.

Свое мнение о голодовке нефтяников депутат Артур Платонов высказал Азаттыку, кстати, 19 января. Тогда он заявил, что с акцией голодовки «нужно разбираться, какие там требования, потому что бывают требования, которые выходят за рамки закона и совершенно справедливые».

ТЕ, КТО ВЕРИТ И НЕ ВЕРИТ

Репортер Азаттыка обратился к некоторым известным общественным деятелям с вопросом, верят ли они предположениям некоторых местных журналистов о «внешних силах».

Если телеканал «Казахстан» дал информацию, значит обсуждать ее, чьи деньги, как деньги пришли, никто не имеет право.

- У нас есть категория людей в стране, которые хотят больше зла, чем добра. Некоторым хочется, чтобы в Казахстане был хаос и неразбериха. Если телеканал «Казахстан» дал информацию, значит обсуждать ее, чьи деньги, как деньги пришли, никто не имеет право. Это государственный вопрос,- говорит Владислав Косарев, лидер Коммунистической народной партии Казахстана.

Главный редактор газеты «Жас Алаш» Рысбек Сарсенбай говорит, что он смотрел эти телепрограммы и сомневается в правдивости их информации. По мнению Сарсенбая, не вызывает доверия также тот момент, когда оппонента акции голодовки сотен человек показывают лишь со спины.

Почему он не говорит, обращаясь лицом к народу, если он за правду?

- Сомневаюсь, что это был нефтяник. На него надели форму нефтяника. Почему он не говорит, обращаясь лицом к народу, если он за правду? Человек, который думает о спокойствии народа, не скрывает своего лица, - говорит Рысбек Сарсенбай.

Некоторые эксперты говорят, что привычка некоторых казахстанских СМИ связывать акции протеста с «провокаторами» или вовсе умалчивать об акциях протеста тянется еще со времен СССР.

Прокурор города Актау Марат Toйжан потребовал у нефтяников 22 января,чтобы они прекратили свою акцию протеста и заявил, что своим протестом они «выступают против государства». Голодовка нефтяников в городе Актау в тот день была полностью прекращена. Решением суда десятки работников компании Oil Construction Companyдолжны выплатить 3,5 миллиона тенгев пользу истца-работодателя в качестве компенсации за ущерб, якобы причиненный компании во время голодовки. 21 января суд в Астане дал санкцию на арест лидера профсоюза работников OCC Амина Елеусинова и инспектора по труду этого профсоюза Нурбека Кушакбаева на два месяца на период расследования по обвинениям уголовного характера.

Ваше мнение

Показать комментарии

В других СМИ

Loading...

XS
SM
MD
LG