Доступность ссылок

Жены бывших партнеров Рахата Алиева обратились с письмом протеста к Вене

  • Есен СМАГУЛОВ

В одной из австрийских газет на днях можно было увидеть изображение опального Рахата Алиева, а британскую Times заинтересовали деловые интересы других родственников главы государства.

Западная пресса периодически вспоминает о тех или иных членах семьи президента Казахстана (нынешних и бывших). Судя по всему, как это обычно бывает, усиление одной из группировок незамедлительно порождает информационные атаки со стороны их оппонентов. Причем ныне одной из главных площадок противостояния выступают зарубежные СМИ, в которых появляются очередные разоблачительные статьи.

История, связанная с похищением двух банковских менеджеров «Нурбанка» и их возможным убийством, вновь попала на страницы европейской прессы. Как известно, в похищении обвиняется бывший посол Казахстана в Вене Рахат Алиев. Казахстанский суд заочно признал его виновным и приговорил к 20 годам лишения свободы. Однако Алиев нашел себе убежище в Вене. Альпийская республика рассматривает экс-дипломата и экс-зятя как политического беженца, а земельный суд Вены отклонил запрос о его выдаче Казахстану.

Между тем жены похищенных банкиров продолжают добиваться выдачи Алиева. Как сообщает австрийская газета Kleine Zeitung, Армангуль Капашева и Шолпан Хасенова выступили с обвинениями в адрес руководства Австрии. Невозможно понять, как «просвещенная и демократическая» Австрия могла «приютить» Алиева, утверждают женщины в открытом письме, которое посольство Казахстана в Вене передало агентству АРА. Также они пишут о том, что невозможно понять, почему Алиев считается «политическим беженцем».

Жены банкиров заявляют о том, что их неоднократные попытки вступить в контакт с австрийскими органами власти всегда заканчивались отказом и ссылками на независимость австрийского суда. Женщины не могут понять, каким образом бывший посол и сотрудник спецслужб в одночасье превратился в демократа, в то время как еще два года назад он призывал к установлению в Казахстане монархии. Они упрекают Австрию в том, что она предоставила убежище «вымогателю» и «похитителю». Между тем, и это вызывает их особое возмущение, «Алиеву все чаще предоставляется в качестве трибуны западная пресса, где он выступает в качестве «эксперта по вопросам демократии в Казахстане».

И действительно, в западных газетах периодически появляются публикации, в которых Рахат Алиев выступает с очередной порцией разоблачений. Один из недавних примеров – публикация в американском деловом издании Wall Street Journal, в которой бывший зять утверждает, что семье Нурсултана Назарбаева принадлежат многие сырьевые компании, включая «Казатомпром». Кроме того, разоблачаются имиджевые усилия руководства Казахстана, направленные против противников режима и обходящиеся в многомиллионные суммы. Как обычно, в публикации приводятся различные имена, названия западных и казахстанских фирм, сведения о счетах и прочие подробности.

Между тем, на днях в британской Sunday Times появился материал, в котором скандально известный Марк Тэтчер, сын знаменитой Маргарет Тэтчер, обвиняется в использовании своих связей с целью улучшения имиджа президента Казахстана. Автор статьи пишет, что контракт, который был заключен с компанией «Ар-ойл», предполагал, что «в обмен на ежеквартальные выплаты в размере 150 тысяч долларов (75 тысяч фунтов стерлингов) Марк Тэтчер будет использовать свои связи и имя для представления за рубежом интересов не только этой компании, но и казахстанского режима в целом».

Марк Тэтчер в мае 2004 года встречался с Нурсултаном Назарбаевым и передал ему письмо от баронессы Тэтчер, в котором выражалась поддержка действиям казахстанского правительства. На следующий день, как утверждается, сын бывшего британского премьера подписал контракт с компанией «Ар-ойл», принадлежавшей одному из членов президентской семьи. В то время эта компания принадлежала Аскару Кулибаеву (его сын Тимур Кулибаев – зять президента Казахстана).

Надо отметить, что одним из источников появления данной информации в лондонской газете стал Ержан Досмухамедов, политэмигрант самой последней волны, лидер незарегистрированной партии «Атамекен». В 2004 году Досмухамедов был советником Тимура Кулибаева и лично участвовал во встречах Тэтчера в Алматы.

Досмухамедов утверждает: «Марк Тэтчер заявил Назарбаеву, что его семье, его матери и ему лично доставит удовольствие помощь ему в улучшении международного имиджа. Вопрос о деньгах с Назарбаевым не обсуждался, поскольку это выглядело бы неуместным, а на следующий день Тэтчер подписал сделку с «Аройл» и на его счет в Нью-Йорке был осуществлен первый перевод в сумме 150 тысяч долларов».

Сам Марк Тэтчер заявляет о том, что получил не больше 30 тысяч фунтов, а сделка вскоре была расторгнута. Тем не менее он, как пишет Sunday Times, и в последующие четыре года поддерживал тесные деловые связи с компанией «Ар-ойл», участвуя в качестве посредника в контактах этой компании с западными партнерами.

В других СМИ

Loading...

XS
SM
MD
LG