Доступность ссылок

Опальная "Эра-ТВ" не связывает свои проблемы с общим курсом усиления негласной цензуры


Журналист астанинской телекомпании "Эра-ТВ" Юлия Исакова подала 7 марта иск против министра культуры и информации Ермухамета Ертысбаева. По ее словам, Ертысбаев отказал корреспонденту в интервью и публично оскорбил ее личное достоинство.

Министр Ертысбаев пока еще не принес Юлие Исаковой свои извинения. Ертысбаев утверждает, что скандал вызван противодействием реформам в масс-медиа. Журналистские организации Казахстана говорят о реанимации коммунистического диктата под началом Ертысбаева и требуют его отставки.

Напомним, противостояние началось с тендера по телечастотам. Директор «Эра-ТВ» Мирбулат Кунбаев заявил, что на тендере были нарушения, не было кворума. Поэтому он и его коллеги написали письмо в администрацию президента Н. Назарбаева:

- В общем-то хотели все участники подписать, но смелости набрались только директор «31 канала» Нуржан Мухаметжанова и я. Конечно, мы опасались за последствия, понимая, что у министра есть большой административный ресурс.

Министр Ертысбаев уверен, что Кунбаев говорит неправду, по его словам, из 19 членов комиссии на заседании было 12. То есть кворум был, - говорит Ертысбаев:

- Был кворум, никаких нарушений не было. Я еще могу в суд подать на этого товарища за то, что он нагло лжет.

По словам представителей телеканала «Эра», на тендер были выставлены 12 частот, в кандидатах на участие было 73 компаний. Но участвовали лишь 30 процентов, остальным было отказано, их документы были признаны неправильно оформленными. Мирбулат Кунбаев заметил, что на тендере к некоторым компаниям относились более лояльно, чем к другим:

- Ну, например, объявляется победителем павлодарский телеканал "Риа-арна», у которого, по нашим данным, проводили независимый мониторинг "Интерньюс Казахстан" и Национальная ассоциация телерадиовещателей, у них два часа вещания на казахском языке. Это меньше, чем семь процентов от общего объема. У них есть нарушения авторского законадательства. У нас есть решения суда павлодарского, где этой компании наложили административный штраф за несанкционированный, пиратский показ многих фильмов. Получается, что компании, которая на момент подачи заявления на получения частот, мягко говоря, не соответствовала квалификационным требованиям, дают семь городов для вещания, в том числе Алматы и Астану.

По словам председателя Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева, некоторые телекомпании Павлодара и раньше обращались в тендерную комиссию по телечастотам, имея багаж нарушений:

- Я эту ситуация хорошо знаю. В свое время, когда я был членом правительственной комиссии по распределению телерадочастот, телекомпанию «Ирбис» предлагали, чтобы она взяла частоту. Но тогда мы, члены комиссии, были против. Мы знали, что в свое время комитет интеллектуальной собственности, да и само министерство выступали против этой телекомпании потому что она не раз нарушала законы Казахстана. В частности, показывала пиратские фильмы эротического содержания. Я слышал, что даже сейчас показывают по утрам фильм «Марихуана». Одни говорят, что это связано с именем Александра Машкевича, я не могу сказать точно, что он владелец. Но, тем не менее, какие-то афиллированные структуры с «Евразийской промышленной ассоциацией», естественно, там присутствуют. Для нас это было непонятно. Есть широкоизвестные телекомпании такие, как "Рахат", "Эра", "31 канал". А получается так, что частоты в пяти городах отдают неизвестной компании, которая постоянно нарушает законы Казахстана.

Министр Ермухамет Ертысбаев, выступая по телемосту, организованному одним из телеканалов, заметил, что телекомпания «Ирбис» изменилась. Главное, у них есть большие деньги, - парирует Ертысбаев:

- Ну, это было в прошлом году и плюс эти пиратские фильмы, которые вы упомянули. Но в этом году эта телекомпания основательно подготовилась к тендеру. Кроме того, большое значение для членов тендерной комиссии имели инвестиционные обязательства. Все знают, что телевидение - это очень дорогое удовольствие. И то, что миллиард или два миллиарда тенге инвесторы обещают в первом квартале вложить в строительство, по существу, в новую республиканскую телекомпанию, для меня как для министра очень существенно.

Некоторые наблюдатели говорят, что казахстанский медийный рынок давно поделен, что владельцы медиа-холдингов теперь расширяют свои владения. Старший зять президента Назарбаева Рахат Алиев признался, что является медиамагнатом. Известно, что компания «Казмунайгаз», одним из руководителей которой был средний зять президента Тимур Кулибаев, финансирует телекомпанию «Астана-ТВ».

На последнем тендере эта телекомпания получила сразу несколько частот. Четыре года назад на медиарынке появился новый телеканал «Эра». Ранее была информация, что нынешний директор «Эра-ТВ» Мирбулат Кунбаев создал в Актобе телекомпанию «Рика». Но после судебных процессов с местными чиновниками Мирбулат Кунбаев был вынужден продать компанию. Мирбулат Кунбаев не связывает проблемы компании с общим курсом сворачивания демократических реформ в Казахстане:

- Да, мы более открыты, чем госканалы, да, мы подаем информацию более объективно, но поводов для беспокойств нет. У нас провозглашен курс президента на демократизацию общества. В общем-то поэтапно мы к этому идем.

Сейчас телеканал получил иск от министерства о несоблюдении закона об обязательном паритетном вещании на русском и казахском языках. Если министерство докажет свою версию, телеканал «Эра» может приостановить вещание на три месяца. В министерстве сделали вывод, что доля вещания на казахском языке в опальной телекомпании составила лишь 38 процентов вместо положенных 50 процентов. Компания с этим не согласна. Первые слушания назначены на середину марта.
XS
SM
MD
LG