Доступность ссылок

Забастовка на телеканале «Казахстан» обнажила глубинный кризис государственной прессы


Пятый Евразийский медиафорум, организованный старшей дочерью президента Казахстана Даригой Назарбаевой, совпал по времени с забастовкой в крупнейшей государственной телекомпании «Казахстан», где журналисты протестуют против смены руководства.

Правительство сменило руководство телерадиокомпании в аккурат накануне имиджевой конференции. Ведущие журналисты воприняли смену топ-медежмента как волюнтаризм.

Они заявили 20 апреля, что правительство в лице министра культуры и информации Ермухамета Ертысбаева не посчиталось с их мнением и сместило руководителя государственной телерадиокомпании “Казахстан” Галыма Доскена с грубыми нарушениями закона. В связи с этим группа журналистов и сотрудников корпорации написала президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву письмо протеста. Мы бы хотели получить ответ на элементарный вопрос, - говорит заместитель председателя правления телеканала Нурлан Онербай:

-Почему так? С известными нам методами советских времен, поздно вечером, в конце рабочего дня принято такое решение. Как вы знаете, после собрания, после того, как объявили о назначении нового руководителя, ведущие основных программ телеканала “Казахстан” и “Казахского радио” отказываются выходить в эфир.

Ответа журналистам пришлось ждать недолго. В тот же день, на медиафоруме министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев дал ответ протестующим журналистам:

- У нас очень слабое правовое сознание в целом в обществе. А у некоторых журналистов телеканала “Казахстан” оно вообще отсутствует. Они, наверное, считают, что Галым Доскен приватизировал этот телеканал и его нельзя менять, и он должен сидеть до пенсии, либо до скончания века. Поэтому эти журналисты, мягко говоря, в неведении бунтуют. Они просто не знают элементарных законов.

В своих заявлениях творческий коллектив утверждает, что они ничего против нового руководителя не имеют, но они уже успели понять суть политики этого руководства. Нам не дали возможность осветить сложившуюся ситуацию вокруг нашего канала, - заявил заместитель директора дирекции информационно-аналитических программ корпорации Аскар Умаров:

- Если мы на казахском языке смогли показать в эфире мнение журналистов, то в выпуске на русском языке в эфирную зашел новый председатель правления, который лично контролировал эфир и не допустил в эфир информацию о перестановке кадров в руководстве национального телеканала "Казахстан”. Мы считаем, что это неправильно, по одной простой причине, что свободу слова у нас никто не отменял.

Защитники свободы слова с пониманием отнеслись к демаршу казахстанских журналистов. Но задаются вопросом: где же они были раньше? Бывший сотрудник этой телерадиокорпорации, ныне сотрудник казахстанского прессозащитного общества “Адил соз” Галия Аженова не скрывает своего возмущения:

- Если говорить о свободе слова и о нарушении свободы слова, то я хочу вспомнить, что четыре года назад, когда к руководству пришел Галым Доскен, 50-70 человек было уволено в один день, одним приказом. Никто, ни у кого объяснения не спрашивал. Людей увольняли не за то, что они отсутствовали или не выполняли свою работу. Их уволили не из-за того, что они нарушали трудовую дисциплину, а просто потому, что пришел новый руководитель. Это была их политика. После это было много событий: ситуация вокруг телекомпании “Тан”, не самые хорошие события были вокруг других журналистов, вокруг других каналов, но канал "Казахстан" молчал. Они даже информацию о смерти Алтынбека Сарсенбаева не дали. То есть много ситуаций, когда хочется спросить: ребята, а где вы были, когда вы сами нарушали свободу слова?

В начале последней недели апреля ожидается ряд встреч журналистов с представителями творческой интеллегинции Казахстана. Они намерены выступить в защиту телекорпорации. Бывший руководитель телеканала “Казахстан”, писатель Дулат Исабеков в интервью Радио "Азаттык" считает, что акция протеста только подольет масла в огонь:

- Я думаю, что все это организовано, я ни на какой стороне не стою, но мне кажется, что тут ничего страшного нет. Ведь увольняют только одного директора, меня тоже завтра могут снять. А что возмущаться-то?

Бунт в крупных государственных газетах или государственных телекомпаниях Казахстана - явление весьма редкое. Но каждый раз такие конфликты свидетельствуют о новом витке крупного передела на рынке прессы Казахстана. И обычно каждый раз творческой свободы в государственной прессе Казахстана становится все меньше и меньше.

Объявлять забастовки и без того стесненных цензурой журналистов побуждает и опасность массовых бесправных увольнений, когда новый редактор, как водится в постсоветском Казахстане, начинает менять ведущих журналистов, а то и технических работников. Так было в мае 1994 года, когда был неожиданно смещен редактор "Казахстанской правды" Вячеслав Срыбных, на его место был поставлен Григорий Дильдяев.

Практика Казахстана показывает, что резкая смена топ-менеджмента влиятельных средств массовой информации не ведет к росту хоть каких-то проявлений свободы слова. Например, в государственой газете журналисты могут позволить себе глубоко завуалированную критику политики президента Назарбаева, выражают свою позицию эзоповым языком, применяют приемы сравнительной ассоциации. И когда газету или телеканал прибирают к рукам кланы и олигархические группы, лексика такой прессы становится откровенно циничной, новые менеджеры насаждают агрессивные ПР-методы на грани глумления над читателем и телезрителем.
XS
SM
MD
LG