Доступность ссылок

Литерный "Экспресс" стоит в два раза дороже


Когда бушевали репрессии над оппозиционными изданиями многим казалось, что в проназарбаевских изданиях гонений не будет. Но вот в августе со скандалом сместили главного редактора популярной казахской газеты "Алтын Орда" Меирхана Акдаулета.

В самом конце сентября уволен главный редактор другой авторитетной газеты "Экспресс К" Игорь Шахнович. Наблюдатели полагают, что власти предпочитают отодвигать отечественных профессионалов на крутых виражах укрепления авторитарной власти.

Изюминка в том, что рулить "Экспрессом" пригласили украинского журналиста Марата Якупова, а по рестриктивному закону Казахстана это является нарушением. Но, как пояснил Марат Якупов в интервью газете "Комсомольская правда в Казахстане", ему уже оформлен вид на жительство в Казахстане. Случай с "Экспрессом" драматичен тем, что вслед за главным редактором ушел костяк редакционного коллектива.

В интервью радио "Азаттык" Игорь Шахнович сказал, что в руководстве газеты появились новые люди, которые начали кардинально менять политику издания:

- Я не готов был отвечать за действия чуждой Казахстану команды, которая пришла из Украины и собирается установить не только финансовый менеджмент, как мне сейчас говорят многие учредители, но и собирается установить идеологический менеджмент свой.

Бывший заместитель главного редактора «Экспресс К» Дмитрий Бациев уволился из редакции самым первым. По его словам, новые руководители газеты оказывают давление на журналистов:

- Самое главное – будут заставлять "пиарить" партийный блок "АИСТ" или выполнять другой заказ.

По словам Игоря Шахновича, большинство корреспондентов «Экспресс К» не доверяет новому руководству, поэтому покидает газету:

- Замредакторы Ермек Касымов, Саша Нездемковский уволились сами, не захотели отвечать за действия других. Рядовые журналисты сейчас борются за то, чтобы под их подписями не стояли ненаписанные ими материалы. Я никого не звал уйти, бросить. Ведь всем надо кормить свои семьи. Но есть еще этика, совесть журналиста.

В казахстанских СМИ появилась версия, что уход коллектива «Экспресс К» связан со скандальными публикациями о «Казкоммерцбанке», еще ранее упрекаемом некоторыми официальными лицами в финансировании демократической оппозиции. Статьи вышли накануне выборов в мажилис парламента. Большинству сотрудников газеты до сих пор непонятно, как попали эти материалы на страницы газеты.

Как заявил бывший журналист издания Александр Таланов в интервью телекомпании «31 канал», никто из сотрудников «Экспресс К» не получал редакционного задания писать о «Казкоммерцбанке». В самом «Казкоммерцбанке» уверены, что материалы носят заказной характер. «Казкоммерцбанк» требует от газеты опровергнуть скандальные материалы и извиниться перед сотрудниками и клиентами банка. Директор департамента по связям с общественностью Лариса Коковинец сообщила в интервью радио «Азаттык», что газета пока не выполнила эти требования:

- Материалы для подачи иска в суд готовы. Мы считаем, что выиграем, если дело дойдет до суда. Потому что публикация носила откровенно провокационный, заказной характер, не подкреплена ни одним фактом, ни одним комментарием официального лица или регулирующего органа. Просто одни огульные обвинения и клеветнические заявления.

Место Игоря Шахновича занял Марат Якупов. О нем известно то, что он из Украины и является заместителем главного редактора украинского интернет-издания «Деловая неделя». В выходных данных «Экспресс К» имя Якупова не значится, но он уже занимает кабинет главного редактора, откуда руководит газетой. На вопросы корреспондента радио «Азаттык» Марат Якупов отвечать отказался: - Я отказываюсь давать интервью .

Зато его предшественник Игорь Шахнович считает, что в смене руководства старейшей газеты Казахстана «Экспресс К» замешаны большие деньги: - За последние пять месяцев газета приносит прибыль. Все учредители, я – один из них, вкладывали большие деньги в газету, я знаю эти суммы. Сейчас эти суммы удвоились, газета стоит вдвое дороже. Может быть, основных учредителей утомила эта газета, ее надо финансировать, это тяжелый проект, на самом деле очень дорогостоящий проект. И когда они почувствовали, что можно выгодно продать, возможно, ее продали. Я как учредитель пока не подписывал никакие документы, что эта газета продана украинской стороне.

Заместитель редактора газеты «Комсомольская правда в Казахстане» Дмитрий Бациев придерживается такого же мнения:

- Люди приехали зарабатывать деньги в другую страну, в частности из Украины в Казахстан. И поэтому они всеми своими силами будут пытаться доказать свою состоятельность.

В пресс-службе Евразийской промышленной ассоциации, которую считают основным учредителем «Экспресс К», разговоры о планах продать газету считают несоответствующими действительности. Ежедневная газета «Экспресс К» - одно из старейших изданий страны. Газета берет начало с «Ленинской смены», основанной 7 ноября 1920 года. Некоторые общественные деятели в переходе руководства казахстанской газеты иностранным менеджерам не видят повода для беспокойства. Такого мнения придерживается президент фонда «Журналисты в беде» Розлана Таукина:

- Ничего зазорного нет в том, что медиа-холдинг возглавляют какие-то ведущие журналисты из других стран, имеются в виду из СНГ. И чтобы возглавить телекомпанию КТК из Москвы приехал Клещенков. Из Америки к нам сюда приезжали, возглавляли что-либо. Ирина Петрушова из Москвы возглавляет газету. И ничего, все нормально. Мы знаем, что огромное количество журналистов медиа-холдинг Дариги Назарбаевой постоянно нанимает то из Омска, то из Нижнего Новгорода, то из Москвы.

«Экспресс К» выходит в том же режиме – пять раз в неделю. Перемены пока не коснулись столичного корпункта редакции газеты. Но уже не выходит еженедельник «Суббота +», который работал в одном медиа-холдинге с газетой «Экспресс К». В кругу журналистов поговаривают о создании в Казахстане нового медиа-холдинга. Очевидно, в преддверии новой президентской кампании хозяева частных изданий меняют редакторов вовсе не ради прихоти.

Одни эксперты отмечают, что газетный рынок Казахстана стал задыхаться из-за недостатка профессиональных менеджеров, другие видят в событиях вокруг "Экспресс К" рутинное явление. Известно, что многие демократически настроенные медиа-менеджеры по разным причинам уехали из Казахстана до и после досрочных президентских выборов января 1998 года. Тем более, что на политическом рынке Казахстана есть дефицит и политиков-профессионалов.

Недаром лондонский Институт по освещению войны и мира отметил в августе такой казахстанский феномен, как массовое рекрутирование ведущих журналистов в кандидаты в парламентские депутаты. В выборах приняли участие 47 журналистов, а это – почти 6 процентов от общего числа кандидатов. Почти весь авангард казахстанской журналистики как пропрезидентского, так и оппозиционного толка ринулся в законодательное собрание вместо того, чтобы сохранять профессиональную дистанцию.

Следовательно, некоторые лидеры казахстанской журналистики изначально привержены политической деятельности, а значит лишены нейтральности и непредвзятости, каковые являются непременными критериями профессионализма во всем мире. Сюда можно добавить и то, что организация "Фридом Хауз" в своем новом отчете, опубликованном в аккурат в дни пересменки в газете "Экспресс К", вновь оценила Казахстан как страну несвободную, попирающую ценности демократической журналистики.
XS
SM
MD
LG